• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Срезовое исследование фонетико-фонематических навыков русскоязычных детей 2-6 лет, воспитывающихся в монолингвальной и билингвальной среде: опыт адаптации и использования скринингового теста Speakaboo

ФИО студента: Решетникова Виктория Алексеевна

Руководитель: Томас Екатерина Викторовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В настоящее время не существует нормативных данных о процессе фонетико-фонематического развития русскоязычных монолингвальных и билингвальных детей. С одной стороны, знания о порядке усвоения фонологических контрастов и отдельных согласных опираются на эмпирические данные, ограниченные количеством испытуемых или неполным набором фонем, рассматриваемых в рамках исследований. С другой стороны, для русского языка не существует стандартизованных инструментов оценки произносительных способностей ребёнка. Цель настоящего исследования – установить ход фонетико-фонематического развития детей, усваивающих русский язык в монолингвальном или билингвальном окружении, на материале срезовых данных русскоговорящих монолингвов и русско-нидерландских билингвов. Задачи работы заключались в том, чтобы проверить гипотезы об универсальности усвоения фонологических контрастов, сравнить монолингвальные срезовые и лонгитюдные данные о порядке и возрасте усвоения фонологических контрастов и отдельных согласных, а также сопоставить процесс фонетико-фонематического развития монолингвальных и билингвальных детей. В работе представлены данные 129 монолингвальных испытуемых (64 мальчика и 72 девочки) в возрасте от 2 до 6 лет и билингвальные данные 27 русско-нидерландских билингвов (14 мальчиков и 13 девочек) в возрасте от 3 до 5 лет. Материал был собран с помощью русской версии Speakaboo, теста фонетико-фонематического развития для детей 2–6 лет, представляющий собой задание на называние картинок. Мы собрали срезовые монолингвальные и билингвальные данные и описали примерные возрастные границы нормативного усвоения согласных русскоязычными детьми. Мы установили порядок и возраст усвоения фонологических контрастов и отдельных согласных детьми, усваивающими русский язык в монолингвальном и билингвальном окружении. На материале срезовых данных частично подтвердили существующие гипотезы об универсальном порядке появления фонологических противопоставлений в речи ребёнка. Кроме того, мы выявили различия между порядком усвоения контрастов, установленным на материале срезовых данных, и порядком, описанным в лонгитюдных исследованиях; отдельные согласные усваиваются позже, чем было установлено ранее. Сравнив монолингвальные и билингвальные данные, мы обнаружили, что билингвальные дети усваивают фонологические контрасты и отдельные согласные с отставанием, хотя и в том же порядке, что монолингвы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ