• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ автоматически сгенерированных и экспертных музыкальных чартов

ФИО студента: Нестеренко Анастасия Витальевна

Руководитель: Скоринкин Даниил Андреевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Журналистика данных (Магистратура)

Год защиты: 2020

Исследование посвящено сравнительному анализу автоматичсеки сгенерированных чартов музыкальных стриминговых сервисов и подборок композиций от редакции "The FLOW". Целью работы является количественная оценка рекомендаций и продвижения артистов с помощью двух каналов: через чарты музыкального медиа и с помощью стримингового сервиса Apple Music. Сравнение осуществляется по нескольким параметрам, учитывается жанровое разнообразие чартов, количество уникальных композиций и артистов как в каждом отдельном чарте за год, так и за весь исследуемый период (с 2016 по 2019). Используемые переменные иллюстрируют недостатки рекомендательных алгоритмов и, как следствие, проблему “пузыря фильтров”. Пользователю предлагаются либо уже прослушанные им песни, либо небольшое количество артистов, продвигаемое крупными лейблами из года в год. Кроме того, особый интерес представляет сравнение доли независимых исполнителей относительно участников музыкальных лейблов в чартах каждого из каналов. Данные об авторских правах на песню показывают вероятность попадания в чарт "The FLOW" или в топ Apple Music при отсутствии договора с лейблом, то есть насколько технологии действительно способствуют продвижению любого талантливого артиста, стирая барьеры между слушателем и музыкантом. В основе методологии лежат дескриптивная статистика чартов, а также экспертное мнение участников российской музыкальной индустрии. Результаты исследования показали, что музыкальные чарты, изменив алгоритмы оценки популярности с помощью данных о прослушивании, спустя десятки лет продолжают воспроизводить “высокоселективный популизм”, отдавая предпочтения массовым жанрам: поп и хип-хоп, а также популярным артистам, преимущественно сотрудничающим с крупными мировыми музыкальными лейблами. Экспертные же подборки "The FLOW" остаются важным каналом продвижения для независимых артистов, поддерживая ежегодную высокую динамику обновления песен и значительную долю уникальных артистов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ