• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состояние и перспективы развития гражданского авиастроения России в условиях международной конкуренции

ФИО студента: Куликов Евгений Викторович

Руководитель: Карпова Наталия Станиславовна

Кампус/факультет: Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа: Мировая экономика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Авиапромышленный комплекс - один из наиболее высокотехнологичных сегментов промышленности. Он играет ключевую роль в социальном и экономическом развитии России, обеспечивает предпосылки для перехода страны на инновационную модель развития, а его наличие является вопросом престижа на мировой арене. В настоящий момент российская авиационная промышленность гражданского назначения сталкивается с трудностями в поддержании своей конкурентоспособности на внешних рынках. Совокупная доля отечественных авиастроительных компаний в структуре глобальных поставок пассажирских самолетов не превышает 1%. Цель данного исследования - определение наиболее перспективных направлений развития российского гражданского авиастроения в условиях международной конкуренции. В соответствие с целью работы был проведен анализ текущего состояния и тенденций развития мирового рынка гражданского авиастроения, а также специфики и перспектив развития российского рынка, дана количественная оценка внутреннего спроса на продукцию гражданского авиастроения. Было выявлено, что мировой рынок обладает высоким выходными барьерами. Учитывая наличие серьезных структурных проблем в отрасли, в том числе связанных с осуществлением экспортной деятельности, было установлено, что ориентация преимущественно на внешний рынок не является перспективным направлением развития в условиях международной конкуренции. Для определения потенциальных конкурентных позиций российской авиационной промышленности была предпринята попытка количественно оценить внутренний спрос на российскую авиационную технику гражданского назначения в период с 2020 по 2022 год посредством эконометрического моделирования. В результате было получено, что в течение трех лет сегменте региональных и узкофюзеляжных самолетов внутренний спрос практически полностью покрывается отечественными производителями. В сегменте широкофюзеляжной техники национальный спрос будет целиком удовлетворяться за счет западной техники. Было установлено, что ориентация преимущественно на внутренний рынок c целью повышения глобальной привлекательности отрасли не является перспективным направлением развития, поскольку значений внутреннего спроса на российские самолеты недостаточно для полноценной загрузки производственных мощностей и создания массового производства на территории РФ. Достижение баланса между расширением присутствия на внутреннем и внешнем рынках является наиболее перспективным сценарием развития российского гражданского авиастроения в условиях международной конкуренции. В исследовании также были предложены рекомендации по повышению глобальной конкурентоспособности национальной промышленности.

Текст работы (работа добавлена 14 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ