• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преодоление телесного и личностного в традициях Чань и Дзэн. Историческая перспектива и современный гендерный дискурс

ФИО студента: Лещенко Дмитрий Геннадиевич

Руководитель: Штейнер Евгений Семенович

Кампус/факультет: Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа: Востоковедение (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Работа посвящена изучению феноменологических теорий и практик по преодолению тела и личности в школах китайского чань- и японского дзэн-буддизма, их значении в исторической перспективе и современном мире, а также анализе этих концепций с точки зрения современных гендерных исследований. Одно из центральных положений в буддизме – преодоление привязанностей к телесным и личностным аспектам, формирующим самоидентификацию индивида, частным случаем которых представляется привязанность к собственной гендерной идентичности, что коррелирует с современной гендерной повесткой. Тем не менее, было проведено довольно мало исследований, которые бы изучали с точки зрения гендерной теории не только философские положения, но и сравнивали бы их с реальными практиками в буддийских монастырях на предмет фактической реализации теоретических положений. В особенности это касается школ чань и дзэн, которые представлены в западном сообщества в качестве бунтарских и беспристрастных. Таким образом, исследование нацелено на изучение релевантности преодоления телесной, личностной и гендерной идентичности в чань- и дзэн-буддизме для выявления возможной дискриминации в монастырской среде, а также возможности применения гендерного дискурса в рамках философии буддизма. Для достижения цели были поставлены задачи по изучению концепций преодоления привязанностей к телу и гендеру в школах Махаяны, повлиявших на формирование дзэнской мысли, сравнению указанной философии с современными гендерными теориями, исследованию культурного фона в Китае и Японии, выявлению мнения буддийских монахов и монахинь относительно размытия гендерных и телесных границ, а также изучению обетов, уставов, ритуалов и практик. Для этого были задействованы компаративный, документальный и нарративный методы на основе буддийских литературных памятников, таких как сутры, трактаты, поэзия, монастырские уставы, а также научной литературы, включая монографии и статьи.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ