• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феминистский дискурс в современной китайской прозе: на примере творчества Линь Бай и Чэнь Жань

ФИО студента: Ермишина Алена Алексеевна

Руководитель: Ким Наталья Николаевна

Кампус/факультет: Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа: Востоковедение (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Китай на протяжении долгого времени был страной с ярко выраженной патриархальной этикой, что в большей степени связано с конфуцианскими ценностями. Как следствие подобного свобода и права женщины были сильно ограничены. Тем не менее, в связи с развитием и прогрессированием китайского общества, женский вопрос развивался, находил свою интерпретацию и окончательно начал рассматриваться в Китае во второй половине XIX в., а проблема прав женщин стала активно обсуждаться в начале XX в. Процессы, происходящие в обществе, часто имеют отражение в литературе, а иногда проблема фиксируется и обсуждается в литературных произведениях еще до того, как она массово обозначается в обществе. Вплоть до XX-XXI вв. произведений, связанных с проявлением женского вопроса, в Китае было не так много. Начало XX в. ознаменовалось периодом растущих волнений среди китайского населения и распространением движения за права женщин, что оказало влияние на литературный дискурс того времени. Именно XX в. можно считать рассветом феминистской литературы в Китае. На рубеж XX-XXI вв. пришелся рассвет творчества писательниц Линь Бай и Чэнь Жань, чья проза связана с феминисткой повесткой и таким направлением как «персонализированное письмо». Целью настоящего исследования является выявление характерных черт феминистского дискурса в произведениях Линь Бай и Чэнь Жань с применением методологии критического дискурс анализа, который представляет собой комплекс методов, применяемых для анализа текста, а также для эмпирического исследования отношений между дискурсом и социальными и культурными изменениями в различных социальных сферах. В результате, было выявлено, что в большинстве работ, которые в той или иной степени связаны с феминисткой повесткой, как правило: повествование ведется от первого лица; женские персонажи являются основными действующими лицами; видно присутствие личного опыта писательниц, которым они наделяют некоторых героинь своих произведений; мужские персонажи являются представителями патриархального общества, которые имеют большие привилегии и свободы по сравнению с женщинами; присутствует нарушение норм гетеросексальной любви и т.д. Исходя из анализа рассказов «Кресло на веранде» Линь Бай и «Расколоть» Чэнь Жань было выявлено, что черты феминистского дискурса в них в частности раскрываются через лингвистические особенности и дискурсивные стратегии. Для передачи женского опыта и расширения голосов женщин, большая часть повествования в этих произведениях принадлежит женским персонаж. Линь Бай и Чэнь Жань активно прибегают к использованию средств художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и др., чтобы показать положение женщин в патриархальном обществе. В рассказах обеих писательниц встречаются четыре основных дискурсивных стратегии: отстранения и дистанцирования, аргументации, бинарного противопоставления, позиционирования, через которые дискредитируются традиционные патриархальные ценности, оспариваются роли, которыми наделяют женщин, происходит отстранение от гендерных нормативов и т.д.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ