• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интертекстуальность и интердискурсивность в терминах взаимодействия современной и постмодернистской лингвокультур

ФИО студента: Жаткин Андрей Григорьевич

Руководитель: Вишнякова Ольга Дмитриевна

Кампус/факультет: Школа иностранных языков

Программа: Иностранные языки и межкультурная коммуникация (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Начиная второй половины 20-го века, такие понятия, как интердискурсивность и интертекстуальность прочно укоренились в теоретической основе многих гуманитарных наук. Философы эпохи постмодернизма дали начало анализу дискурса, в рамках которого эти понятия заняли крайне важное место. Интертекстуальность становится одной из важных особенностей постмодернистского искусства. Писатели, художники, музыканты и режиссеры стали активно использовать возможность текста ссылаться на другие тексты как в рамках одного дискурса, так и на тексты из других дискурсов, в качестве художественного средства что делало их произведения не только интертекстуальным, но и интердискурсивными. Благодаря этому интертекстуальность становиться важной частью массовой культуры. Современная культура является преемником идей постмодернизма. Интертекстуальность обретает новые формы, одной и которых можно считать «мем» как культурную единицу, способную клонировать себя в различных контекстах. Большой объем информации, а также скорость ее появления и распространения в современном мире вывели интертекстуальность на новый уровень, позволив не только расширить границы взаимодействия автора с аудиторией, но и интегрировать интертекстуальность в межличностное общение. Исходя из того, что роль интертекстуальности в общении возрастает, можно предположить, что в ближайшем будущем мемы смогут охватить или уже охватили все существующие контексты, что может со временем необратимо изменить всю языковую культуру. Целью данного исследования является проведение анализа различных элементов культуры, в рамках которого будет отражена роль дискурса, в процессе деконструкции текста, описание принципа работы интертекстуальности как художественного средства, а также будет рассмотрен «мем» как интертекстуальное средство передачи сообщения в рамках межличностного общения. Для проведения исследования будут применяться качественные методы исследования. Важность данной работы заключается в том, что влияние интертекстуальности на процесс межличностного общения и степень её присутствия в нём на текущий момент малоизучены, а эффективность использования модели мема в качестве средства интертекстуальности в коммуникации не определена. Исследование будет основано на актуальных произведениях массовой культуры что позволит нам оценить является ли интертекстуальность важной частью массового произведения, а также понять продолжают ли деятели современной популярная культура развивать идеи постмодернизма или же они постепенно отходит от них.

Текст работы (работа добавлена 15 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ