• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование межрегиональной доступности высшего образования в России

ФИО студента: Бугакова Полина Олеговна

Руководитель: Прахов Илья Аркадьевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Несмотря на существование унифицированной системы приема в высшие образовательные учреждения в России (ЕГЭ), абитуриенты все равно могут столкнуться с неравным доступом к высшему образованию, что может приводить к выбору неэффективной образовательной стратегии и усилить дальнейшее распространение неравенства. В настоящем исследовании изучаются факторы, ограничивающие доступ к высшему образованию в условиях ЕГЭ в региональном контексте. На основании данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» проанализирован масштаб влияния барьеров, ограничивающих межрегиональную доступность высшего образования. В исследовании была построена и протестирована формальная модель, отражающая влияние различных барьеров на процесс формирования образовательной стратегии. Согласно аналитической рамке исследования, барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию, могут возникать через такие каналы, как характеристики семьи (социально-культурный капитал, материальное положение) и школы (тип школы, наличие классов с углубленным изучением предметов). Эти факторы могут влиять на вероятность быть зачисленным в вуз как косвенно, то есть через воздействие на результаты ЕГЭ, так и напрямую. В региональном разрезе влияние этих факторов на выбор индивидом образовательных траекторий может только усиливаться ввиду высокой степени межрегиональной вариации социально-экономического развития. Помимо этого, неравномерное развитие региональных рынков высшего образования может также усилить неравенство доступа к высшему образованию, ограничивая выбор вуза для определенных когорт абитуриентов. Эмпирическая проверка модели показала, что наибольшая вероятность поступить в вуз у жителей Москвы и Московской области, поскольку жители столичного региона сталкиваются с наименьшим количеством барьеров при поступлении в вуз. Кроме того, рынок высшего образования в Москве является наиболее развитым, что ведет к снижению трансакционных издержек, связанных c поступлением в вуз, для столичных учащихся. Более остро проблема доступности высшего образования стоит для жителей крупных городов или региональных центров: вероятность поступления в вуз ограничивается уже большим количеством факторов (когнитивными способностями, социально-культурным капиталом и материальным положением семьи, особенностями школьного обучения). С наименьшей вероятностью в вуз будут зачислены жители иных населенных пунктов (не относящихся к категории крупных городов, не являющихся региональными центрами), где рынок высшего образования развит в наименьшей степени. Для таких учащихся набор барьеров, ограничивающих доступность высшего образования, является наиболее полным (когнитивные способности, материальное положение семьи, характеристики школы, пол). Результаты исследования говорят о наличии проблемы доступа к высшему образованию для молодежи из наименее крупных населенных пунктов (то есть, таких населенных пунктов, которые нельзя отнести к категории крупных городов или региональных центров).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ