• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая философия Никколо Макиавелли в интерпретации Лео Штрауса

ФИО студента: Терешина Вера Николаевна

Руководитель: Павлов Александр Владимирович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Исследование имеет историко-философский характер и посвящено интерпретации Лео Штрауса «великих книг» Никколо Макиавелли. В тексте изложен и систематизирован штраусовский анализ «Государя» и «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия», а также описано понимание Штраусом категорий «блага» и «религии» у Макиавелли. Была проделана работа по изучению влияния Макиавелли на учения других великих философов «современности», а также описана ключевая роль Макиавелли в разрыве с классической политической традицией. Выявлено, что работа «Государь» имеет внешне традиционную форму трактата, а внутренне содержит скрытое «революционное учение». Новый государь для Макиавелли – это создатель совершенно новых законов и порядков, основатель нового типа общества. Главная цель книги, по мнению Штрауса, это внедрение долгосрочного учения, которое освободит интеллектуальные элиты от дурной библейской и классической традиции. Проанализировав «Рассуждения», Лео Штраус приходит к следующим выводам: новые порядки и законы Макиавелли на самом деле – забытые старые. Макиавелли доказывает авторитет Древнего Рима, чтобы доказать его превосходство над всеми другими политическими формами. На основании «Рассуждений» Штраус делает вывод о приверженности Макиавелли к республиканскому строю правления. Другой важный вывод, к которому приходит Штраус, это отрицание обвинений Макиавелли в язычестве: для Штрауса он в первую очередь философ. В своем учении Макиавелли заменяет Бога Фортуной, однако, власть Фортуны можно сломить. Задача религии же в обществе – усмирять простых людей надеждами на спасение после смерти. Религия защищает республиканский строй, так как вызывает почтение к правящему классу. На основании этого Штраус обвиняет Макиавелли в антирелигиозности. Разумеется, Штраус не оставляет без внимания понятия «блага» и «добродетели». Макиавелли считает, что для достижения хороших целей, необходимо пользоваться как добродетелью, так и пороками. Так как люди не имеют склонности к добру и по природе своей порочны, они должны быть принуждены к добродетели сильными институтами через страх голода и бедности. Мораль может существовать только будучи защищенной безнравственностью. Однако Штраус считает, что Макиавелли не раскрывает новых политических явлений, которые бы не были известны классикам. По мнению Штрауса, именно учение Макиавелли стало разрывом с идеалами классической политической традиции, после чего началась современная политическая традиция, где человек становится не просто частью природы, но ее хозяином. В этом (и не только в этом) учение Макиавелли, с точки зрения Штрауса, оказало огромное влияние на учение великих «современных» философов Гоббса, Локка, Руссо и на всю последующую философскую мысль.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ