• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этические и философско-антропологические идеи Роберта Музиля в романе «Человек без свойств»

ФИО студента: Баландин Сергей Витальевич

Руководитель: Доброхотов Александр Львович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философская антропология (Магистратура)

Год защиты: 2020

Роман-эссе австрийского писателя Роберта Музиля «Человек без еру штеуддусегфд фсвойств» (1930–1943) – общепризнанный шедевр литературы модернизма – заключает в себе сложный конгломерат наблюдений и умозаключений о человеческой природе, её нравственных основаниях и о нарушенной органической связи между ними, к началу XX века ставшей очевидной. Ключевым примером нарушения этой связи в романе является интеллект. Опираясь на теории философских наставников Музиля – Фридриха Ницше и Эрнста Маха – и на тексты самого писателя, мы начинаем нашу работу с анализа того, каким образом ценностное начало исконно присутствовало в интеллектуальной деятельности и как оно было там утрачено. Социальная реализация человека, по мысли Музиля, была возможна благодаря приписыванию сакрального статуса тем или иным культурным реалиям (чувство причастности к сакральному в романе называется «душой»), а уход ценностного начала из общественной жизни повлёк за собой трудности в принятии решений. В прямой связи с теорией о конститутивной роли носителей сакрального находится авторская антропологическая «теорема о человеческой бесформенности». Человек, согласно Музилю, формируется через приходящий извне культурный, этический и интеллектуальный опыт в их единстве. Преобладание «чувства реальности» в получении этого опыта ведёт к слишком высокой оценке наличных культурных форм и норм (свойственной «душе»), идентификации себя с ними, безосновательной решительности и жестокости. Уступка статическим принципам находится в противоречии с изначальным динамизмом и метафоризмом любых культурных форм и норм, их переживанию как «иного состояния» (andere Zustand). Альтернативой «чувству реальности» является «чувство возможности», при котором в фокусе внимания находится не «бесконечность предмета» (то есть его сакральность и незыблемость), а «бесконечное множество отношений между предметами» – Музиль называет это сферой Духа. Понятие Духа у Музиля причудливо объединяет в себе учение о Мировом Духе Гегеля, проявляющем себя в историческом процессе через борьбу и синтез противоположных тенденций, и философию науки Маха, признающей не постоянные элементы, а функциональные отношения между ними. Сфера Духа подразумевает этический перспективизм. Ключом к сфере Духа является «значительное» (Bedeutende), доступное и интеллекту, и чувствам, а исследователем значительного является поэт (Dichter). В своей работе мы рассмотрели варианты обновления чувства реальности с характерной для него сакрализацией («великая идея», великие вещи») и иррационализмом. В перспективе дальнейшего исследования остаётся продолжение анализа чувства возможного на материале романа.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ