• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы координации независимых авторов в условиях расширения цифровых технологий в музыкальной индустрии

ФИО студента: Зименс Александра Сергеевна

Руководитель: Котельникова Зоя Владиславовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладные методы социального анализа рынков (Магистратура)

Год защиты: 2020

В XX столетии в музыкальной индустрии сложилась система музыкальных лейблов – организаций, которые заключают контракты с музыкантами и занимаются записью и распространением музыки в обмен на часть прибыли. В результате развития этой системы на мировом музыкальном рынке возникла олигополия, а именно около 70% мирового музыкального контента принадлежит 3 рекорд-лейблам. В контексте музыкальных лейблов и продюсерских центров утверждается о кризисе индустрии из-за снижения продаж по причине пиратства и оттока музыкантов, у которых отпала необходимость обращаться к услугам лейбла, так как цифровые программы и носители сделали возможным дешевую запись музыки: можно создать музыкальный трек, не выходя из дома, а при помощи Интернета он становится доступным по всему миру. Таким образом, с распространением цифровых и Интернет-технологий ситуация в музыкальной индустрии кардинально изменилась – независимые музыканты получили альтернативные возможности для осуществления своей деятельности. По данным, предоставленным IFPI в отчете 2019 года, глобальный музыкальный рынок вырос на 9.7% по сравнению с прошлым годом, продажи на цифровых носителях, а также использование стриминговых сервисов, растет каждый год. Хотя предложение музыкального контента и конкуренция на музыкальном рынке увеличиваются, при этом возрастает и степень неопределенности качества контента, связанного с демократизацией входа на рынок. На сегодняшний день, оценить количество независимых исполнителей и музыкантов с помощью официальной статистики в музыкальной индустрии не предоставляется возможным. При этом музыканты хоть и называют себя независимыми, тем не менее, создание и продвижение музыкального продукта – это коллективный процесс, в котором, как правило, задействованы несколько акторов, каждый из которых выполняет свою задачу в производстве музыкального продукта. Таким образом, исследовательский вопрос данного исследования: можно ли говорить о том, что музыкальные авторы становятся действительно независимыми, или же на самом деле происходит процесс перехода от одной производственной структуры (лейблы, звукозаписывающие центры) к другой (производственную сеть во фрилансе)? Для ответа на этот вопрос мы сосредоточиваемся на изучении проблемы координации производства музыкального контента в сегменте так называемых независимых музыкантов. В данном исследовании использовалась логика качественного дизайна исследования. Было проведено 18 полуструктурированных интервью с независимыми авторами, которые различаются по жанрам и этапами выполнения в создании музыкальной композиции. Методом анализа в данной работе стал метод аналитического сравнения. Было обнаружено, что независимые авторы могут следовать различным стратегиям производства музыкального контента: формирование постоянного творческого коллектива, стратегические альянсы, участие в коллаборации или формирование рыночных отношений «купли-продажи». При этом, нельзя назвать независимых авторов полностью независимыми, так как они находятся преимущественно в сетях производства. В свою очередь, лейблы являются вертикально интегрированными фирмами, внутри которых система управления строится на иерархии власти, в то время как независимые авторы предпочитают заключать друг с другом отношения сотрудничества и взаимопомощи, в сетях которых происходит перетекание профессионального знания, и помогает избегать неопределенности и рисков при следующих итерациях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ