• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Развитие рынка современного искусства в постсоветской России (1991-2020) на примере карьеры представителя второго поколения московских концептуалистов Н. Ф. Алексеева

ФИО студента: Дебуттьер Лаур -

Руководитель: Гусева Анна Валентиновна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История художественной культуры и рынок искусства (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

В 1991 году Российская Федерация стала частью мировой рыночной экономики. Несмотря на огромную волну международного интереса к российскому современному искусству после распада Советского Союза и мощный экономический потенциал российских покупателей, российский арт-рынок не достиг авторитетности на внутреннем и мировом уровнях. Цель данного исследования-проследить развитие арт-рынка в России с 1991 по 2020 год и выявить, как политические решения сдерживали его рост. Рассматриваются исторические, культурные, правовые, политические, экономические и социальные факторы, проливающие свет на специфику контекста. Анализ современных произведений искусства иллюстрирует актуальность современного искусства для российского общества и истории искусства. Основные вехи развития для каждой категории рынка: художники, посредники, промоутеры и покупатели определяются благодаря данным, собранным в ходе интервью с экспертами рынка с использованием метода GROUNDED THEORY. Роль и деятельность участников рынка - создание, демонстрация, покупка и продвижение современного искусства - рассматриваются и представлены в контексте. Затем российский рынок современного искусства анализируется как система, эффективность которой оценивается с помощью SWOT-анализа. Исследование показывает, что российский рынок современного искусства развивался и рос вплоть до 2008 года. Ее дальнейшее расширение постепенно останавливалось последствиями политических мер после переориентации с капиталистической системы на авторитарную. Рост рынка современного искусства пришлось сдерживать, поскольку постмодернистские ценности в своей основе противоречили консервативной идеологии. По мере того, как россияне переживают кризис идентичности, художественный дискурс может стать угрозой политической легитимности, поскольку современные произведения искусства поднимают вопросы и указывают на актуальные для общества проблемы. В 2020 году рыночная инфраструктура сосредоточена в Москве и нескольких других крупных городах, но практически отсутствует в большинстве регионов. Ситуация на российском рынке современного искусства, отраженная в мировой статистике, точно отражает его состояние развития: он все еще находится в зачаточном состоянии. Значительный внутренний рост не предвидится в период президентства В. В. Путина, поскольку инициативы в области современного искусства в настоящее время поддерживаются только частным сектором, а экономический рост находится под угрозой глобальных вызовов.

Текст работы (работа добавлена 18 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ