• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социокультурные аспекты репетиторских практик в современной России

ФИО студента: Четверикова Мария Олеговна

Руководитель: Майофис Мария Львовна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Частные репетиторы в современной России существуют в сложном институциональном пространстве, постоянно дрейфуя между государственными и коммерческими образовательными институциями и другими акторами образовательного поля. Однако как символический, так и правовой статус репетитора в этом поле никак не определен и не закреплен, что порождает проблемы во взаимодействии с акторами на разных уровнях. Существует несколько количественных исследований репетиторства, которые изучают его роль в контексте всего дополнительного образования, но мало кто из исследователей обращается к самим репетиторам. Цель этого исследования – выяснить, каким образом и в каких контекстах формируется идентичность репетитора, и какие особенности взаимодействия с разными акторами образовательного поля во время этого возникают. Исследование опирается на два типа источников – качественные интервью с практикующими репетиторами и интернет-источники, имеющие отношение к «теневому образованию». Для анализа источников используются теория множественных режимов вовлеченности Л. Тевено и Л. Болтански и теория социальных сетей Х. Уайта. Исследование приходит к выводу, что в отличие от институционального преподавателя, идентичность которого часто находится в рамках требований «тотальной социальности», идентичность репетитора более многогранна, он легко переключается между сетями и режимами вовлеченности. Репетитор изначально существует на границах разных режимов и не имеет никаких конвенциональных норм, маркирующих его профессию, и эта неопределённость провоцирует его на рефлексию границ разных режимов, их корректировку и сознательное переключение в нужные моменты. Поэтому идентичность репетитора является очень сложной, конфликтной, многогранной и постоянно трансформирующейся. В целом, динамичность как характеристика присуща всему «теневому» образованию. Это поле, начавшее свой активный рост с введения института ЕГЭ, до сих пор находится в состоянии брожения и становления. Построение сетей «теневого образования» в целом повторяет российскую специфику структуры сетей, описанную И. Кукулиным: для получения желаемых статусов репетиторы манипулируют включенностью в институциональные «сетепространства», а также создают альтернативные «сетепространства» для достижения своих целей.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ