• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представление взрослых людей о супружеской измене в контексте опыта измены в их родительских семьях и особенности передачи этих представлений детям

ФИО студента: Травкова Марина Рахимжоновна

Руководитель: Варга Анна Яковлевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Системная семейная психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2020

Несмотря на то, что супружеская измена продолжает быть проблемой для многих супружеских пар, появляются исследования о том, что не всегда она ведет к окончанию отношений. Тем интереснее понять переменные, влияющие на принимаемые решения. В нашем исследовании мы фокусировались на том, какую в этом роль играет семья как неизбежный «агент социализации». Данное исследование пытается понять, как детский опыт респондентов и представления о феномене измены, которые они получили в детстве, определяют их представления о супружеской неверности во взрослом возрасте. Мы предполагали, что субъективное представление об измене будет зависеть от детского опыта, полученного в семье. Для этого мы разделили взрослых респондентов на разные группы в соответствии с их детским опытом вовлечения в ситуацию измены в паре родителей и проанализировали смысловую разницу в представлениях об измене. Также нас интересовало, будет ли между группами респондентов разница в представлениях о том, что сообщать о феномене измене своим детям. Нами сформулированы следующие гипотезы: Субъективное представление об измене и передача этих представлений детям будут различаться в группах респондентов с разным переживанием опыта измены в их родительской семье (family of origin). В исследовании приняло участие 670 человек, из них 68 мужчин и 602 женщины (средний возраст – 37,7 лет) Участники заполняли авторскую онлайн-анкету, содержащую вопросы о них самих, опыте супружеских измен в их жизни. Им также задавались открытые вопросы: «Что вы думаете о таком явлении, как измена?» и «Что бы вы сказали об этом явлении своим детям»? Открытые ответы были проанализированы методом количественного (с фокусом на подсчетах определенных единиц) и качественного (с фокусом на интерпретации и содержательном понимании) контент-анализа. Участники были разделены на три группы согласно их детскому опыту: первая группа (345 человек) – участники без опыта измен в их родительской диаде. Вторая группа (182 человека) – участники, в чьей родительской паре были измены, но их не вовлекали в процесс переживания. Третья группа (142 человека) – участники, которые были вовлечены в ситуацию измены родителей в детстве. Полученные выводы: Обнаружена связь между семейным контекстом и представлениями об измене: группа респондентов с триангуляцией чаще определяет измену как негативно коннотированное событие, как стресс, горе и утрату. Также в ней больше тех, в чьих актуальных отношениях измена (их или их партнера по отношению к ним) воспроизведена. Существует связь между семейным контекстом и гендером. Обнаружена тенденция к большей представленности женщин в группе триангулированных респондентов, также женщины чаще представляют измену как травму и потерю, а мужчины как «социальную моногамию» - приемлемое при определенных обстоятельствах поведение. Обнаружена связь между представлениями об измене и актуальной или недавней изменой своему партнеру: в представлениях данной группы респондентов измена реже представлена как нарушение контракта, обман и предательство. Обнаружена связь в передаче представлений о феномене супружеской измены детям и собственным детским опытом респондентов в ситуации измены в их родительской семье. При общей тенденции к гуманизации представлений, передаваемых детям, триангулированные респонденты чаще выступают за прекращение отношений в случае измены.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ