• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мультигенерационная травма репрессий в семейной эмоциональной системе семьи

ФИО студента: Миськова Елена Вячеславовна

Руководитель: Варга Анна Яковлевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Системная семейная психотерапия (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Проблема исследования связана с несколькими вопросами в изучении коллективной травмы, которые остаются в социальных науках актуальными и дискуссионными: проблема комплексного воздействия семейного травматического опыта на несколько поколений семьи [Hinton, Good, 2016; Danieli, Norris, Lindert, Paisner, 2015]; вопрос о механизмах трансгенерационной передачи травматического опыта [К.Бейкер, А.Варга, 2015]; вопрос о том, как эмоциональность, в частности, открытость/выразительность и эмоциональная близость определяют социального взаимодействие и характер межпоколенной передачи. [Eibl-Eibesfeldt, 1989; Keltner, Tracy, Sauter, Cordaro, McNeil, 2016; Barrett, 2011; Collins, Feeney, 2004; Gaia, 2002; Куликов, Пастушик, 2009; Казанцева, 2011]. Целью исследования было выявить особенности травмы сталинских репрессий в третьем и четвертом поколении в связи с семейными стилями поведения, социально-демографическими показателями и характеристиками семейной истории. Исследовало включало в себя количественный (анкетный опрос) и качественный (экспертное интервью) этап. Гипотезы исследования заключаются в вопросе о применении многофакторной модели исследования типологически схожей травмы травмы Холокоста [Danieli, Norris, Lindert, Paisner, 2015] для исследования и описания многопоколенной травмы сталинских репрессий у третьего и четвертого поколения потомков. Предполагалось, что с помощью исследования третьего и четвертого поколения потомков пострадавших в сталинских репрессиях могут быть выявлены посттравматические стили поведения в семьях, схожие со стилями, выделенными при исследовании многопоколенной травмы Холокоста, но среди посттравматических адаптационных стилей семейного поведения, связанных с современными жизненными стратегиями потомков репрессированных, в российском контексте будет преобладать стиль «бойца». На качественном этапе исследования ставился вопрос о том, наблюдаются ли в психотерапевтической практике определенные типы эмоционального поведения потомков, выявленные в результате количественного исследования и чем они характеризуются? В результате исследования гипотезы подтвердились частично: проверка выделенных Я. Даниэли факторов на российской выборке дала отрицательный результат, а российская выборка скорее разбивается на «эмоциональных конформистов» и «неэмоциональных бойцов». Чем более открытыми были выражения чувств в семье, в детско-родительских отношениях, тем менее склонны следующие поколения к конфронтации с окружающими и бойцовской позиции, и, наоборот, чем более закрытыми и подавляемыми были эмоциональные проявления, тем жестче, нонконформистски настроены потомки к обществу и власти. Выделенные стили – «эмоциональных конформистов» и «неэмоциональных бойцов» - встречаются в экспертном опыте психотерапевтов, работающих с проявлениями многопоколенной травмы в проблемных клиентских историях. Выделены темы и категории, уточняющие психологическое содержание этих стилей. Сопоставительный анализ результатов количественного и качественного этапов исследования позволил сделать выводы о том, что наблюдающиеся в семейном опыте различия между двумя выделенными психологическими типами проходят по показателям эмоциональной открытости и близости. Не собственно установки, правила, послания или даже семейные тайны влияют на потомков в третьем-четвертом поколении, а паттерн запрета на эмоции является особенно устойчивым в многопоколенной травме репрессий. Для мониторинга и исследования многопоколенной травмы в российских условиях важно формирование опросного инструментария с учетом данного фактора, поскольку не может быть единого инструментария для оценки даже типологически схожих травм.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ