• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь стратегий аккультурации и школьного буллинга этнического меньшинства

ФИО студента: Муминова Азхария Мухамадовна

Руководитель: Бушина Екатерина Валерьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В последнее десятилетие наблюдается стабильный приток мигрантов в регионы Центральной России. Вследствие этническая гетерогенность российских школ растет (Alexandrov et al., 2015). Взаимодействие представителей различных этнических групп ведет к процессу аккультурации (Berry, 2013). Как показывают исследования, стратегии аккультурации этнического меньшинства влияют на их отношения со сверстниками (Trickett & Birman, 2005). Как правило, ориентация на сохранение своей этнической культуры отрицательно влияет на взаимоотношения со сверстниками. Школьный буллинг рассматривается как одна из наиболее серьезных проблем, связанных с отношениями между сверстниками (OECD, 2019). Дети из не доминантных этнических групп чаще подвергаются буллингу, нежели чем дети из этнического большинства (Tolsma et al., 2013; Vervoort et al., 2010). Но несмотря на это, изучению взаимосвязи стратегий аккультурации и ролей участников в ситуации буллинга уделяется недостаточно внимания. Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи между ролью жертвы и такими стратегиями аккультурации как сепарация и маргинализация и между ролью агрессора и стратегией ассимиляции. В ходе исследования была проведена процедура адаптации англоязычной методики Revised Olweus Bully/Victim Questionnaire (ROBVQ) (Breivik & Olweus, 2015), направленная на определение ролей в ситуации буллинга (Kyriakides et al., 2006). Основным методом исследования является социально-психологический опрос с использованием ROBVQ и отдельных шкал из методики MIRIPS (Berry, 2017). Выборка исследования состояла из русских (N=151, M=16,02, SD=4,26) и иммигрантских подростков (N=167, M=14,96, SD=2,58), а также представителей этнических меньшинств (N=72, M=15,87, SD=1.78). Для русских респондентов и представителей этнических меньшинств предъявлялись разные варианты анкет. Полученные данные демонстрируют, что существуют межгрупповые различия в уровне виктимизации: респонденты из этнических меньшинств и иммигранты больше подвержены травле, тогда как в уровне агрессии различий не выявлено. На выборке иммигрантов было выявлено, что стратегия сепарации положительно взаимосвязана с виктимизацией, а ассимиляция - с агрессией. На выборке представителей этнических меньшинств обнаружено, что сепарация также положительно взаимосвязана с виктимизацией, тогда как с агрессией отрицательно взаимосвязана маргинализация. Кроме того, стоит учитывать социально-демографические показатели школ. Так, расположенность школ в Москве, Санкт-Петербурге и Подмосковье положительно взаимосвязана как с виктимизацией, так и с агрессией. Медиационный анализ демонстрирует частичную медиацию взаимосвязи между сепарацией и виктимизацией через воспринимаемую этническую дискриминацию. Настоящее исследование имеет ограничения, связанные с контролем дополнительных параметров школ, а также увеличением статистической мощности выборки, устранение которых открывает перспективы для дальнейшего исследования взаимосвязи между стратегиями аккультурации и ролями участников в ситуации буллинга. Полученные данные имеют практическую значимость при адаптации детей из этнических меньшинств, проведении программ по предотвращению буллинга различных школьных тренингов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ