• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии информирования как фактор ослабления предубеждений по отношению к стигматизированным группам

ФИО студента: Шестакова Екатерина Александровна

Руководитель: Агадуллина Елена Рафиковна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В настоящее время проблема ВИЧ-инфекции остро значима в России. На данный момент все больше специалистов заявляют даже не об эпидемии, а о пандемии заболевания. Сейчас по официальной статистике в России более 1% населения больны ВИЧ/СПИД (Анти-СПИД, 2019). Ситуацию можно считать критической, учитываю слабую распространенность мер по снижению эпидемии и отсутствие массового просвещения относительно ВИЧ-инфекции. Одновременно достаточно сложно рассчитывать на официальную статистику из-за учета лишь протестированных и подтвержденных ВИЧ-диагнозов. Вероятность раскрытия диагноза больными ВИЧ также тесно связана со страхом остракизма, предубеждений и порицания. Как итог, даже люди, подозревающие у себя заражение вирусом иммунодефицита человека, редко проходят тестирование на заболевание. Риск также увеличивается в связи с боязнью раскрытия своего статуса партнеру, что только повышает количество зараженных. Вышеупомянутые обстоятельства ведут нас к следующему положению. Можно сказать, что распространение ВИЧ-инфекции зачастую связано со страхом стигматизации. В работах Sengupta и коллег (2010, 2011) говорится о явной выраженности предубеждений, предрассудков, предвзятого отношения, стигматизирующего поведения и нежелания оказывать помощь и поддержку в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИД (далее ЛЖВС). Однако, к сожалению, превентивные программы редко рассматривают стигму, как фактор распространения заболевания. Вероятно, частая негативная окраска информационных материалов о ВИЧ/СПИД также может отрицательно сказываться на снижении распространения эпидемии. Освещая же общие положения о ВИЧ-инфекции, информация о способах заражения может включать в себя негативное стереотипирование групп зараженных (таких как потребителей инъекционных наркотиков, людей, бывших в тюремном заключении, людей, вступающих в гомосексуальные отношения и так далее). Обобщая, стигматизация ВИЧ-инфекции нередко поддерживается негативным содержанием информирования общества о заболевании, которого, зачастую, недостаточно для достижения стабильного уровня осведомленности населения России. В тоже время, недостаточная осведомленность также ведет к увеличению количества зараженных ВИЧ. Исходя из всего вышесказанного стоит перейти к более детальному описанию исследования. Объект и предмет исследования Объектом данной работы являются изучение отношения к ЛЖВС в контексте общих реалий. Предметом данной работы является влияние информирования на восприятие множественной стигмы ВИЧ-инфицированных в России. Цель и задачи исследования Основной целью данного исследования является изучение влияния разных типов информирования на двойную стигму ЛЖВС. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: Теоретический обзор стигматизации ЛЖВС с точки зрения общей наблюдаемости Описание выявленных закономерностей и фактов функционирования ВИЧ-стигмы в контексте гипотез исследования Разработка адекватной методики проверки выделенных гипотез работы Выполнение подбора репрезентативной выборки и данных Обработка, анализ и обсуждение полученных результатов, выделение перспектив исследования Гипотезы исследования Существует разница с восприятия ЛЖВС в зависимости от акцента в содержании информационных интервенций. А) Информирование, направленное на тревогу в отношении ЛЖВС, будет оказывать больше негативного стигматизирующего влияния. Б) Информирования, направленное на побуждение сочувствия будет иметь смягчающее действие в отношении стигматизации ЛЖВС. В зависимости от вида двойной стигмы ВИЧ восприятие ЛЖВС будет отличаться. Используемые методы и методики анализа В работе использовался анализ теоретической литературы, сбор данных проводился в формате опроса на онлайн платформе. Оценка результатов осуществлялась путем статистической обработки в программе RStudio. Методики, примененные в работе, включают в себя основные аспекты отношений к ЛЖВС. Были использованы: шкала социальной дистанции, шкала испытываемых эмоций в отношении ЛЖВС, шкала измерения общего отношения к группе ЛЖВС, частично модифицированная методика SAT-PLWHA-S (Beaulieu et al, 2014). Гипотезы исследования не подтвердились. Разница в восприятии ЛЖВС заключалась лишь в факторе оценки помощи и благополучности при условии информирования, направленного на страх. Остальные переменные не показали значимых различий. Виньетки с описанием двойной стигмы ЛЖВС не сработали никак. В тоже время нельзя не заметить, что факторы измерения отношения к ЛЖВС заметно изменились. Из анализа было удалено несколько шкал, 2 фактора объединили в себя утверждения из двух разных значений переменных. Интересными для дальнейшего исследования представляются феномены регрессионного анализа, особенно соотношение меры знакомства респондентов с ЛЖВС и общей характеристикой оценки собственного отношения к ВИЧ / СПИД стигматизации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ