• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распознавание вторичных структур ДНК как нуклеосомных барьеров методами машинного обучения

ФИО студента: Павлов Федор Игоревич

Руководитель: Попцова Мария Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Прикладная математика и информатика (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

В последние несколько лет все большую популярность приобретают исследования генома с использованием методов машинного и глубинного обучения, и исследователи получают в свое распоряжение всё более совершенные инструменты работы с данными. Распознавание паттернов расположения вторичных структур ДНК и функциональных элементов генома представляют собой малоисследованную область, несмотря на то что работы в этом направлении потенциально способны внести большой вклад в развитие медицины и фармакологии. Данное исследование направлено на исследование методов машинного и глубинного обучения, которые доказали свою успешность в процессах обработки естественного языка в отношении задач распознавания последовательностей ДНК. В рамках работы были построены две модели глубинного обучения на основе архитектур CNN и RNN. Каждая модель была протестирована на четырех задачах классификации участков ДНК, содержащих квадруплексы с потенциальной функцией нуклеосомных барьеров. Кроме того, была сделана интерпретация моделей в виде определения значимых фильтров CNN и перевод их в ДНК-мотивы. Ключевые слова Структуры ДНК, машинное обучение, глубинное обучение, нуклеосомные барьеры, G-квадруплексы, интерпретация фильтров, PWM.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ