• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики использования цифровых технологий людьми старшего возраста (на примере проекта "Московское долголетие")

ФИО студента: Морозова Виталия Олеговна

Руководитель: Логунова Ольга Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология публичной и деловой сферы (Магистратура)

Год защиты: 2020

В последние годы наблюдается рост аудитории интернета за счет вовлечения лиц пожилого возраста и цифровизация общественной жизни. В связи с этим актуализируется необходимость включения пожилых людей в цифровую парадигму, как наиболее дезинтегрированной группы. Государство становится медиатором цифровой социализации пожилых граждан. Однако, открытым остается вопрос о роли технологий в повседневности людей старшего возраста. Целью исследования является изучение практик использования цифровых технологий людей старшего возраста. В теоретической части работы концептуализированы подходы к концептам «старость», «цифровое неравенство», «цифровая социализация», а также «цифровая грамотность». Рассмотрены существующие классификации пользователей цифровых технологий, проанализированы и классифицированы практики использования технологий, мотивов и барьеров к их использованию. В эмпирической части исследованы практики использования цифровых технологий людьми старшего возраста. Методология работы основана на использовании подхода mixed methods: результаты исследования получены с помощью онлайн-опроса (n = 200) и глубинных интервью (n = 10). Исследование проводилось на базах проекта «Московское долголетие». В результате были выявлены и описаны три группы пользователей (начинающие, базовые, уверенные) цифровых технологий, выделены четыре основных мотива (функциональность, социальная солидарность, апробация нового и социальное принуждение) и две группы барьеров (личностные и функциональные) к началу использования технологий. Автором была получена классификация практик на основании факторного анализа: повседневные, информационные, креативные, развлекательные и игровые практики.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ