• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политика «культурной торговли» в Ленинграде в 1950-1960-е гг.

ФИО студента: Красильникова Елена Владимировна

Руководитель: Кочеткова Елена Алексеевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Прикладная и междисциплинарная история (Магистратура)

Год защиты: 2020

Противоречивый статус внутренней торговли в советском проекте зпретерпел значительные изменения в 1950-1960-х годах и может рассматриваться как переходный период к советскому консюмеризму 1970-1980-х годов. В данном исследовании рассматривается феномен политики «культурной торговли» в Советском Союзе в 1950–1960-е годы и, в частности, ее трансформация в Ленинграде. Мое исследование показывает, как на фоне модернизации системы внутренней торговли власти взяли курс на развитие социалистического потребления и конструирование советского потребителя. Кроме того, исследование демонстрирует что политика культурной торговли заимствовала передовые торговые и пищевые технологии в соответствии с глобальными тенденциями и внедряла их с помощью концепции «культурности». Данная работа основана на архивных источниках Центрального государственного архива в Санкт-Петербурге (ЦГА СПб) и всесоюзной газеты "Советская торговля". Я утверждаю, что политика культурной торговли была способом встраивания торговли в советский проект, и эта задача была выполнена, после чего необходимость в лозунге исчезла. С конца 1950-х годов ключевые категории культуры и культурности в официальном дискурсе утратили свою актуальность и постепенно были заменены наукой и рациональностью, что ограничивало политику культурной торговли. Однако культурная торговля изменила отношение граждан к потреблению в 1950-1960-х годах и прочно установила институт жалоб потребителей во взаимодействии с периодической прессой как посредник между государством, торговой системой и производством, не опасаясь репрессий как возможного последствия жалобы. В течение почти десяти лет советские граждане учились писать жалобы и говорить о потреблении в соответствии с официальной речью государства и перешли от жалоб для улучшения жизни всех граждан к защите своих интересов напрямую, в частности, посредством обращения за доступом к таким престижным товарам для личного пользования как автомобиль. В жалобах, связанных с получением автомобиля, культурная торговля перестает быть реальным аргументом, и акцент смещается на сам продукт и его возможности. В целом, главная цель исследования - проследить эволюцию культурной торговли, чтобы понять, почему к концу «оттепели» она перестала быть актуальным лозунгом.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ