• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формируя память о блокаде Ленинграда: Институт истории ВКП(б) в 1942-1944 гг.

ФИО студента: Павловская Анастасия Юрьевна

Руководитель: Ссорин-Чайков Николай Владимирович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Прикладная и междисциплинарная история (Магистратура)

Год защиты: 2020

В работе исследуется деятельность Ленинградского Института истории ВКП(б) в 1941-1944 годах. В это время на базе Института была сформирована Комиссия по сбору документов по истории обороны Ленинграда в Великой Отечественной войне. В ходе работы Комиссии сотрудники Института собрали большой массив документов, среди которых интервью, а также дневники жителей блокадного Ленинграда. Тезис исследует то, как во время войны ленинградские партийные историки создавали архив блокады Ленинграда. Понятие «архив» используется в тексте в фуколдианском смысле и подразумевает, что в процессе создания архива в него закладывались определенные ценности и режимы истинности. В работе также рассматривается проблема темпоральности архива. Главным источником для исследования стала документация Института, производимая в процессе собирания архива – отчеты, планы и протоколы, переписка, памятки и инструкции. Важная часть работы посвящена исследованию собранных интервью – исследуются не только их транскрипты, но и вопросники. Автор демонстрирует то, что структуры нарративов памяти о блокаде были сформированы до ее начала, поскольку практики архивации и историописания, использовавшиеся сотрудниками Института для описания блокады Ленинграда, были сформированы авангардной историографией 1920-1930-х годов. В тезисе реконструируется работа комиссии, демонстрируется её сложная структура и иерархичность, оказавшая влияние на содержание архива. В тезисе рассматриваются темпоральные режимы архива: сотрудники Института относились к настоящему как к истории, одновременно с этим институциональное время оказывало существенное влияние на содержание архива. Нарративный минимум истории обороны Ленинграда, заложенный в процессе собирания архива и отвечающий представлениям сотрудников института об “объективном” знании, оказал влияние на процесс интервьюирования. Автор исследует нарративы, заложенные в вопросниках, и приходит к выводу, что поиски нарративной целостности и последовательности не увенчались успехом. Это произошло не только по причине того, что некоторые из вопросников подрывают сформированный нарратив, но и потому что вопросы интервью, в которых уже был заложен ответ, не считывались респондентами должным образом. Несмотря на то, что архив оказался невостребованным в течение всего советского периода, работа Комиссии оказала существенное влияние на память о блокаде. Она стала своеобразной лабораторией, в которой создавались нарративы о блокаде Ленинграда и апробировались различные формы их использования. Нарративы памяти, сфомированные в 1940-е годы активно воспроизводились с конца 1950-х годов и живы до сих пор в виде гипернормализованного мифа соцреалистического историзма.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ