• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История поэтической группы "Альманах"

ФИО студента: Ступакова Елена Юрьевна

Руководитель: Лекманов Олег Андершанович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Русская литература и компаративистика (Магистратура)

Год защиты: 2020

«Альманах» как спектакль и поэтическая группа сформировался в конце 1980-х гг. и включал сегодня уже вошедших в литературный канон тогдашних «неофициальных» поэтов (М. Айзенберга, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова, С. Гандлевского, Д. А. Пригова, Д. Новикова, В. Коваля) и «одного певца» – А. Липского. В данной работе мы представляем как можно более многоаспектное описание явления: принимая во внимание позиции читателя/критика («из зала»), взгляд «со сцены» (перспектива участников группы) и «из-за кулис» (свидетельства театральных деятелей и организаторов выступлений). Цель работы можно обозначить как историко-литературную, состоящую в восстановлении отчасти забытого и утраченного контекста. Ключевой тезис работы: в частной истории группы «Альманах» отразился уникальный в контексте «большой» русской истории период абсолютной свободы в разных областях жизни тогдашнего «советского человека». Избранные выводы и тезисы: - Альманах» формировался и существовал в эпоху трансформации привычных культурных институций: конец 1980-х гг. был ознаменован институциализацией устных чтений. Выступления под знаменем «Альманаха» стали для его авторов реальной альтернативой (полу)официальной печати. - Несмотря на то, что формирование и функционирование «Альманаха» как группы не подчинялось, словами Л. Рубинштейна, «известным в литературе принципам», нами были проведены как «синхронные» (клуб «Поэзия», «Московское время»), так и «диахронные» («чинари») параллели с другими поэтическими группировками. - В основе формирования группы лежали личная приязнь и дружество, подкрепленные общим бытом (ср. с концепцией «литературного быта» Эйхенбаума) и общей творческой философией (вопреки разности индивидуальных манер и поэтик). Кроме того, критерием для формирования поэтических сообществ было (не)желание автора быть напечатанным в подцензурных журналах. - История «Альманаха» – часть масштабного процесса трансформации облика позднесоветского театра, причем «Альманах» был связан с театральной средой не только «на сцене», но и «на бумаге» (сборник «Личное дело №»). - Участники группы читали один за одним, причем только что закончивший чтение обыкновенно сам представлял следующего («дружеский ход»), а порядок выхода авторов подчинялся логике «от “классического” – к экспериментальному».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ