• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коммуникативные стратегии интервьюеров в социологическом исследовании: лингвистическая вежливость и форма вопроса

ФИО студента: Ардашова Елизавета Олеговна

Руководитель: Баранова Влада Вячеславовна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

Исследование посвящено анализу социологического интервью как разговорного жанра. На основе вторичных данных, предоставленными лабораториями НИУ ВШЭ СПб (Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" и Центр Молодёжных Исследований) было произведено открытое и селективное кодирование в целях обнаружения коммуникативных стратегий интервьюеров, которые были проанализированы в двух главных аспектах: стратегии вежливости (Brown & Levinson, 1987) и формы вопросов. Находки были проанализированы в сопоставлении с методологическими рекомендациями, которые даны в методической литературе, в том числе той, которая используется как материал в ходе подготовки специалистов на программе «Социология и социальная информатика» в НИУ ВШЭ СПб. Мы определили основные отличительные черты социологических интервью, такие как смена темы, тип вопросов, эмпатия и ремарки интервьюеров. Оказалось, что исследователи прибегают к множеству разных типов вопросов, некоторые из которых — вопросы-догадки — в большинстве случаев продуктивнее простых вопросов. Смена темы реализуется с помощью нескольких последовательных стратегий негативной вежливости. Ближе к концу интервью, появляется больше стратегий позитивной вежливости, таких как эмпатия, ремарки и отсылки к собственному релевантному опыту. Интервью о практиках и интервью об убеждениях оказались отличающимися в применении стратегий вежливости: в последних больше позитивной вежливости, а также появляется такая стратегия негативной вежливости, как эпистемологическое дистанцирование. Результаты говорят нам о том, как на практике реализуется исследовательское интервью и может дать полезные советы о том, как методические советы могут быть скорректированы.

Текст работы (работа добавлена 22 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ