• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационная грамотность как фактор успеха в латеральном чтении

ФИО студента: Никулин Александр Павлович

Руководитель: Широканова Анна Александровна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Распространение недостоверной информации может наносить вред на индивидуальном уровне, например во время поиска связанного со здоровьем и взрослением, и на социальном и политическом, усугубляя цифровое неравенство и политическую сегрегацию. Предыдущие исследования показывают, что высокий уровень информационной грамотности положительно связан с уменьшением негативного влияние Интернета, а распространение фейковых новостей в сообществах с высоким уровнем информационной грамотности замедляется. Тем не менее, большинство пользователей все еще испытывают проблемы с распознаванием недостоверной и предвзятых источников. Ученые предлагают решения, включающие в себя автоматические методы разметки и модерации, краудсорсинг, разработку обучающих программ, повышение общего уровня цифровой грамотности. Одним из таких методов является латеральное чтение, предложенное Wineburg & McGrew (2017), основанное на опыте профессиональных фактчекеров и показавшее результаты лучше, чем рекомендуемые до этого подходы. Согласно новому подходу, для оценки достоверности источника нужно опираться не на внутренние характеристики, а на внешние, то есть читая латерально - параллельно открывая множество новых вкладок в поисках мнений об источнике. Целью данного исследования являлась попытка воспроизвести результаты полученные в Wineburg & McGrew (2017), а также ответить на дополнительные вопросы, выяснив, какие аспекты информационной грамотности являются наиболее важными для умения правильно оценить можно ли доверять источнику информации. Для ответа на исследовательские вопросы был проведен онлайн-опрос (N = 140), в котором респондентам было предложено пройти тест, оценивающий уровень информационной грамотности, а также выполнить задание на оценку достоверности фрагмента текста, указав чем они пользовались во время выполнения задания. Результаты показывают, что уровень информационной грамотности положительно связан с частотой использования латерального чтения и количеством различных использованных подходов во время выполнения задания. Однако, на основе анализа не удалось выявить значимой связи между уровнем информационной грамотности и умением правильно определить достоверность фрагмента, а общий уровень умений оказался низким, т.к. большинство респондентов не смогло правильно ответить, дав завышенную оценку недостоверному тексту.

Текст работы (работа добавлена 22 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ