• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские и немецкие открытки Первой мировой войны

ФИО студента: Охотникова Ольга Константиновна

Руководитель: Хряков Александр Васильевич

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: История (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Работа посвящена анализу издававшихся и использовавшихся во время Первой мировой войны немецких и российских открыток и образа войны, который формируется на их основе. Выбор сравнительной перспективы обусловлен проблемой однородности европейских культурных практик при изображении войны. Исходя из этого, был поставлен вопрос: были ли способы изображения типичных атрибутов войны, таких как, союзники, враги, солдаты и гражданское население, одинаковыми для всех стран-участников, даже противоборствующих, и были ли все эти атрибуты типичными? Кроме самих образов при анализе открыток как визуального источника важен контекст и социальные субъекты, повлиявшие на его создание. Такими акторами могут быть издательские компании, цензурные органы, фотографы, художники, что делает актуальным следующий вопрос: как повлияла цензура, общественные настроения и условия производства на визуальное содержание открыток в России и Германии? Проделанная работа с источниками и историографией показала, что контекст производства почтовых открыток в Российской и Германской империи во многом совпадал. Общее патриотическое настроение политической культуры военного времени определило большинство сюжетов, отображаемых на открытках обеих стран. Хотя цензура и имела разную степень эффективности в России и Германии, она все же ограничивала поле интерпретации происходящих событий, что не препятствовало вовлечению в процесс издания открыток различных участников. Разнообразие издателей, среди которых представлены не только крупные издательства и находящиеся под покровительством императорской семьи благотворительные общества, но и мелкие типографии и частные продавцы, способствовало появлению на открытках множества новых сюжетов, связанных с наступившей войной. Анализ отдельных кейсов показывает включение в образ войны новых тем и их интерпретаций. Например, эксплуатация детских образов не только в качестве жертв войны, но и ее активных участников, расширяет пространство образов войны до групп общества, традиционно в него не включенных, и указывает на тотальность войны, в которой все возможные ресурсы используются на благо воюющего государства. Кроме того, новый тотальный характер войны проявляется и во включении в образный мир экстремально жестокого поведения врага, победа над которым интерпретируется как важная цель для всего «цивилизованного» мира. В то же время контраргумент о собственной культурности, ставший следствием обвинений врага в зверствах, создавал дихотомию образов войны, т.к. жестокость новой войны соседствовала с тезисом о необходимости милосердия, который основывался на традиционном представлении военного конфликта. Новый образ был создан и фронтовыми фотографиями, что было обусловлено как самим фактом впервые широкого распространения военных фотографий в годы Первой мировой, так и особенностями этих фотографий, связанными с ограничениями техники и цензуры. Согласно фотографическим открыткам, война кажется неподвижной, а фронт умиротворенным, что способствовало конструированию нового «документального» нарратива, который был не похож ни на патриотические рисунки, традиционно романтизировавшие войну и агрессивно пропагандировавшие мужество и героизм, ни на действительную фронтовую жизнь. Несмотря на немногочисленные примеры отличий между сюжетами и их репрезентациями на российских и немецких открытках, подавляющее большинство проанализированного материала свидетельствуют об их сходстве в большинстве практик репрезентации и семантических акцентов, вкладываемых в изображения. И хотя объектами похвалы и мишенями для насмешек являются разные предметы, методы этой похвалы и насмешки не сильно отличаются друг от друга и являются продуктом общей культурной среды. Таким образом, по открыткам Первой мировой войны разных стран, даже воюющих друг с другом, можно проследить существование общей европейской культурной практики и однородность тотальной мобилизации.

Текст работы (работа добавлена 23 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ