• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Беспомощность и всемогущество в жизни и творчестве Оноре де Бальзака

ФИО студента: Галенкова Екатерина Викторовна

Руководитель: Станкевич Татьяна Леонидовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2020

Оноре де Бальзак – один из немногих писателей, который раскрывает почти без маскировки свои бессознательные конфликты посредством персонажей своих романов. Служитель искусства говорит со зрителем или читателем посредством своего произведения, не только приоткрывая свою личную историю, но и озвучивая мечты и фантазии современного ему общества, которые по большей части носят бессознательный характер. Размышляя над судьбами героев произведений, мы делаем отсылку к жизненному пути их авторов. Из произведения в произведение, из романа в роман, с нами говорит живое Я человека, который, как в случае Бальзака, жил в другую эпоху, в другое время, имеющее отличные от нашего времени нравы. Если убрать художественные приемы с нами будет говорить обычный человек – обычный в том смысле, что у него, как и у его читателей, была своя история развития. Охваченность идеями другой жизни держит Бальзака на коротком поводке, этот «тюремщик» заставляет плясать под его дудку. Мечта о великой махинации, желание вырваться на свободу, сбросить путы, сопровождает Бальзака всю его жизнь. И чем больше он стремится к материальному благополучию и свободе, тем больше он погружается в долги и зависимость – от писательства, кофе и женщин. Одновременно с этим все его устремления направлены на то, чтобы найти смысл произошедшей с ним «не встречи» с матерью. И как только на границах «дыры», на границах этого бездонного колодца вдруг начинает мерцать лучик надежды «встречи» и нормальной жизни, уже где-то рядом мерцает предупреждение шагреневой кожи, что «жизнь твоя будет принадлежать мне», жизнь будет принадлежать тому внутреннему интроекту холодной и требовательной матери. Роковое послание остается в бессознательном Бальзака, и требует возврата в состояние беспомощности. Отражения Бальзака в выдуманных героях можно рассматривать, как отчаянную попытку напитаться тем, что было безвозвратно утрачено вместе с не доставшимся ему материнским молоком. В личной истории Бальзака молоко вряд ли можно считать собранным, однако в его творчестве, капля за каплей, оно собирается и становится питательной средой для вскармливания характеров его героев. В исследовании приводятся биографические факты и размышления над судьбами героев романов Бальзака «Луи Ламбер», «Шагреневая кожа», «Фачино Кане» и «Госпожа Фирмиани».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ