• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Космический туризм в России: перспективы, проблемы и потенциальный спрос

ФИО студента: Рыкова Алиса Олеговна

Руководитель: Казаков Сергей Петрович

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме (Магистратура)

Год защиты: 2020

Благодаря таким тенденциям, как цифровизация и диджитализация путешествий, а также последним инновационным прорывам в сфере космонавтики и авиационно-космической инженерии, массовый запуск туристов в космическое пространство представляется вполне реализуемой перспективой в обозримом будущем (Olya H. G. T., Han H., 2020). Современный потребитель уже давно не ищет способа просто удовлетворить потребность в путешествиях. Туристы готовы платить за эмоции, впечатления, уникальный опыт и эксклюзивность, и этому описанию весьма точно соответствует такое направление, как космический туризм (Laing J. H., Crouch G. I., 2009). Однако рынок космических путешествий – сравнительно новый, эксклюзивный и дорогостоящий. За время официального существования космического туризма с 2001 года в космическое пространство было направлено 7 туристов. Как показал обзор исследовательской литературы и анализ рынка, проведённые в данной работе, предложение на рынке космического туризма активно формируется. Однако спрос на эту услугу – вопрос, требующий аналитической оценки и понимания рынка услуг конкретной страны. Так, по результатам некоторых проведённых исследований, спрос на космотуризм сформировался в США (Futron Corporation. Space Tourism Market Study, 2002), Австралии (G. I. Crouch, T. M. Devinney, J. J. Louviere, T. Islam, 2009), Великобритании (Reddy M. V., Nica M., Wilkes, 2012) и Азии (Y.-W. Chang, 2015). Однако исследований, оценивающих спрос на космические путешествия в России, проведено не было. Таким образом, целью данной работы является оценка спроса на услуги космического туризма в России и определение базовых детерминант потенциальной целевой аудитории с последующим выявлением перспектив и целесообразности развития этого направления. Объектом настоящего исследования является рынок космического туризма в России. Предметом – уровень спроса российских потребителей на космический туризм. На базе изученной исследовательской литературы было составлено эмпирическое исследование, проведённое в 2 этапа. Первый – качественный анализ (интервью). Составлен на основе работы T. Le Goff, A. Moreau (2013). Второй – количественный анализ (сбор количественных данных путём распространения онлайн-анкеты). Составлен на основе работы G. I. Crouch, T. M. Devinney, J. J. Louviere, T. Islam (2009). Анализ полученных данных проведён с помощью модели логистической регрессии. Эффективность и комплексность данного метода, а также последующее удобство работы с данными были также продемонстрированы в ряде работ (например, G. I. Crouch, T. M. Devinney, J. J. Louviere, T. Islam, 2009). На основе полученных данных сделаны выводы, имеющие как научно-исследовательское значение, так и рекомендации для последующей практической имплементации.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ