• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экологические мотивации в повседневных практиках молодых москвичей

ФИО студента: Лебедева Дарья Руслановна

Руководитель: Белявская Елена Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

За последние несколько десятилетий проблема разрушения окружающей среды вследствие индустриальной деятельности приобрела особую значимость в публичном дискурсе. В последнее время в мире и в том числе в российском обществе наблюдается рост тревожности по поводу разрушения окружающей среды. Вследствие этого формируется запрос на экологические практики, хотя при этом население ориентировано на патернализм в сфере заботы о себе и своём окружении. В связи с этим возникает вопрос о том, что толкает молодых людей всё же проявлять экологическую активность и по какой причине тема экологии приобретает у молодых поколений такое значение в повседневном опыте. Понимая, что мотивация индивидов комплексна, и при этом на российских данных установки в отношении экологических практик являются малоизученными, в данной работе ставится вопрос о том, какие смыслы приобретают практики заботы об окружающей среде у индивидов с точки зрения их повседневного опыта. В фокусе данного исследования находятся смыслы практик заботы об окружающей среде среди экологически ориентированных молодых москвичей, а также способы личной вовлеченности в экологические практики в перспективе повседневности. На данных 21 полуструктурированного глубинного интервью с экологически ориентированными молодыми жителями г. Москвы в возрасте 16-37 лет, вовлеченными в заботу об окружающей среде, кажется возможным говорить о том, что для экологически ориентированных молодых людей забота об экологии встраивается в их представления об идеальной субъектности: в личные ценности, ожидания «правильного» человека с моральной и практической точки зрения. На данных интервью удалось выяснить, что для изученной группы поток повседневности, вероятно, подчинен новому социальному порядку на уровне ценностей и вплоть до устройства повседневных практик, придания им значимости и мотивирования дальнейшей активности. В осмыслении экологической активности молодые люди ориентированы прежде всего на личную ответственность и личный интерес, приобретая агентность через вовлеченность в проэкологические практики. Впрочем, важным выводом кажется то, что личный интерес выражается как в инструментализме в заботе об экологии (ради собственного успокоения настоящего, вклада в безопасность будущего, самоактуализация, приобретение агентности), так и в искреннем осознании ценности заботы об окружающей среде. Исследование даёт основания предположить, что именно приобретение агентности в ходе вовлеченности в практики заботы об окружающей среде позволяет индивидам претендовать на статус «хорошего, правильного человека» (как морально нагруженные маркеры, даваемые индивидами самим себе в терминах совести, а также социальным окружением) и приблизиться в выявленному идеальному типу современного субъекта. Вероятно, возможность говорить о себе как о желаемом хорошем человеке выстраивается не только от экологической обеспокоенности, но и через личное проэкологическое участие. Так, индивиды через личные, зачастую малые действия в потоке повседневного жизненного опыта приближаются к видимому ими идеальному типу проэкологичного субъекта, помогающего окружающей среде. Кажется, что экологически ориентированные молодые люди могут стать той проактивной группой, выступающей драйвером экологической активности среди населения. Вероятно, они не только более активно транслируют экологическую проблематику (особенно среди своего социального окружения), но и выступают реальным примером реализации повседневных практик ответственного отношения к окружающей среде. Как указывают нарративы молодых людей, они имеют «пессимистичный настрой, но он с положительной надеждой на будущее». И при этом благодаря своей установке на инициативность, активность осознание рисков, связанных с окружающей средой, не парализует их, а оформляет проэкологические практики.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ