• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прагматика эмоционально-оценочного выражения у М. Булгакова

ФИО студента: Банари Татьяна -

Руководитель: Гаспаров Борис Михайлович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Дипломная работа посвящена изучению прагматики эмоционально-оценочного выражения у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Цель исследования заключается в изучении и описании эмоционально-оценочной лексики художественного произведения в функционально-семантическом аспекте, выявление авторского отношения и когнитивно-прагматической специфики. Основными задачами работы являются выявление особенности функционирования эмоционально-оценочных выражений; определение роли эмоциональной коннотации и способы ее проявления в тексте; выявление и изучение средств выражения эмоционально-оценочной лексики; определние авторских особенностей для передачи эмоционально-оценочного отношения в повествовании. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка. Во введении представлены методы исследования, определение целей, задач и объекта изучения, а также рассматриваются денотативные, коннотативные значения и их роль в языке. Первая глава состоит из двух разделов. В первом пункте рассматриваются вербальные способы передачи эмоциональных выражений с точки зрения таких грамматических классов как: глаголы, прилагательные, существительные, причастия, междометия, а также словообразовательные средства (уменьшительные суффиксы и превосходная степень прилагательного). Данные языковые средства изучаются с точки зрения потенциального материала для создания эмоциональной коннотации. Второй подпункт рассматривает невербальные способы эмоционального выражения с синтаксического (лексические повторы, инверсии), просодического (тембр речи, риторические вопросы и восклицания, логическое ударение) аспектов и грамматических форм глагола (императив). Во второй главе описывается характеристика языковой личности Воланда, авторской оценки и их роли в создании стилевых особенностей романа. Третья глава посвящена функциям эмоциональной окраски высказываний и их проявлению в тексте. Здесь выделяются доминирующие эмоции и эмоциональные тона романа, пронизывающие все произведение. Основными считаются ирония, гротеск и фамильярный тон. В четвертой главе излагаются наиболее употребляемые эмоционально-оценочные слова и выражения положительного и отрицательного значения, а также рассматривается их функционирование в произведении на примере конкретных предложений из текста «Мастера и Маргариты». Пятая глава обосновывает своеобразие выражения оценки в сравнении с общеупотребительными языковыми нормами. В заключении дается описание основных выводов и итогов научного исследования.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ