• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Может ли этичное потребление быть демонстративным: социокультурные парадоксы конструирования потребительских практик

ФИО студента: Пермякова Валентина Андреевна

Руководитель: Сулейманова Анна Наильевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Сегодня мы можем наблюдать создание новой потребительской этики – распространение стратегий этичного, сознательного потребления, суть которых состоит, в первую очередь, в заботе об окружающей среде и самом человеке посредством сокращения объемов потребления и использования эко- и этичных товаров, которые поддаются переработке, а также произведены без эксплуатации людей и животных. Тем не менее, большая часть ритейл-индустрии не заботится о последствиях производства, однако, иметь много брендовой одежды и часто менять гардероб – все еще признаки высокого материального положения и социального статуса в обществе. Кроме того, в ходе некоторых исследований было выявлено, что к демонстративному потреблению наиболее склонны студенты, в особенности, престижных вузов. Именно поэтому эмпирическим объектом исследования были выбраны студенты НИУ ВШЭ г. Москва, так как программы университета занимают высокие места в образовательных рейтингах, но в то же время, НИУ ВШЭ входит в ассоциацию зеленых вузов России и поддерживает развитие экологических студенческих организаций. Отсюда возникает противоречие между престижностью демонстративного потребления и новой престижностью этичного на примере студентов московского кампуса НИУ ВШЭ. В данном исследовании мы предпримем попытку проанализировать проявления демонстративности в этичном потреблении на основе изучения практик демонстративного и этичного потребления студентов НИУ ВШЭ. Исследование проводилось со смешанными методами. Использовалась стратегия последовательных вкладов «qual—QUAN», при которой сначала производился сбор качественных данных (экспертных интервью), а затем – количественных. На основе 5 экспертных интервью сначала был разработан количественный опросник, далее – было собрано 240 анкет. Анализ данных в том числе проводился последовательно, при этом главенствующая роль была отдана количественному этапу. В результате мы получили типологию стратегий потребительского поведения студентов НИУ ВШЭ Московского кампуса с описанием того, как в этих стратегиях сочетаются демонстративное и этичное потребление. Также мы выявили факторы, влияющие на включенность в этичное потребление.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ