• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль частотности леммы и словоформы при обработке и восприятии имен существительных у подростков и людей пожилого возраста

ФИО студента: Ремизова Татьяна Евгеньевна

Руководитель: Блинова Ольга Владимировна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

В данной работе представлены результаты исследования влияния возраста на морфологическую обработку существительных русского языка. Был проведен эксперимент методом лексического решения, использующий усовершенствованный дизайн исследования [Gimenes et al. 2016]. В эксперименте приняли участие подростки и пожилые взрослые. Стимулы состояли из низкочастотных и частотных форм именительного падежа единственного числа (начальной формы), именительного падежа множественного числа, а также единственного и множественного числа творительного падежа. Целью исследования было выявление преобладающего способа хранения многоморфемных слов (целиком, поморфемно или смешанно – по модели «двойного пути») в зависимости от частотности словоформы и возраста участников исследования. Для существительных в начальной форме был обнаружен эффект леммы в обеих возрастных группах, что означает поморфемный доступ к этим словам. Низкочастотные формы именительного падежа множественного числа (<1,7 ipm) хранятся поморфемно у подростков. У пожилых не было обнаружено такого порога, все такие формы обрабатывались по модели «двойного пути». Пороги частотности, ниже которых происходит декомпозиция на морфемы, для формы творительного падежа единственного числа у подростков и пожилых 0,34 ipm и 1,36 ipm, соответственно, что не соответствует предсказанному эффекту возраста в работе [Reifegerste et al. 2016]: с возрастом порог должен становиться ниже. Для существительных в форме творительного падежа множественного числа эта гипотеза подтвердилась: у пожилых порог ниже (1,19 ipm), чем у подростков (2,89 ipm). Для словоформ с частотностями выше этих значений характерна морфологическая обработка при помощи «двойного пути».

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ