• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повседневные взаимодействия в общественном транспорте до и после введения режима самоизоляции: опыт пассажиров московского метро

ФИО студента: Шепетина Ксения Юрьевна

Руководитель: Кобыща Варвара Викторовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Исследование посвящено сравнительному анализу изменений, произошедших в повседневных взаимодействиях пользователей Московского метрополитена в условиях режима самоизоляции во время пандемии коронавируса. Распространение коронавируса привело к серьезным изменениям повседневной жизни человека. В первую очередь сам вирус и меры борьбы с ним отразились на мобильности горожанина. Режим самоизоляции и введение электронных пропусков вынудили большинство людей очень сильно ограничить свои передвижения по городу, способствовало этому и закрытие практически всех публичных мест. Для тех, кто сохранил возможность передвижения по городу, общественный транспорт стал одним из немногих мест встреч с незнакомыми другими. Более того, на фоне всеобщей обеспокоенности и наделения публичных мест особой опасностью заражения, метро, как самый популярный и эффективных вид транспорта, стало тревожным, но неизбежным пространством повседневных взаимодействий. В нашей работе мы показываем, как пассажиры метро воспринимали этот вид транспорта, какие с ним были связаны эмоциональные и телесные переживания, на чем основывались их практики взаимодействия и категоризации других пассажиров метро до пандемии коронавируса и какие изменения произошли в следствии нее. Основной интерес для нас представляют фундаментальные вопросы социального взаимодействия и восприятия различий, которые актуализируются в специфическом контексте повседневной мобильности. Ситуация пандемии и карантина, с одной стороны, интересна сама по себе, но, что еще более важно, она проявляет неочевидные и скрытые паттерны механизмы взаимодействия с Другими и их категоризации. В исследовании совмещены подходы, рассматривающие современный город как пересечение траекторий мобильности людей, предметов, смыслов (Urry, 2007), представляющих собой социальное и культурное разнообразие современной жизни (Watson, 2006; Darling, Wilson, 2016; Amin, 2002). Для анализа взаимодействий между этими агентами мы используем подход Гоффмана (2017) к пониманию поведения людей в публичных местах. Работа основана на качественном анализе серии полуструктурированных интервью, проведенных в промежутке с 15.04.2020 по 13.05.2020 с людьми, активно пользовавшимися метро и другим общественным транспортом до пандемии коронавируса и продолжившими свои поездки во время нее. Кроме того, для восстановления хронологии распространения вируса и мер, принимаемых для борьбы с ним, мы пользовались материалами, опубликованными СМИ, освещавших внедрение новых правил и поведение горожан во время пандемии, и на официальных сайтах представителей городской власти. Также мы использовали фото и видео материалы, сделанными нашими информантами. В результате анализа данных нам удалось показать, как изменяется восприятие метро его пользователями до и после пандемии коронавируса, учитывая телесные и эмоциональные режимы вовлеченности, переживание (не)безопасности. Кроме того, мы выявили принципы категоризации пассажиров метро, а также описали способы организации ситуативного взаимодействия пассажиров до и после введения режима повышенной готовности. На основе собранных материалов мы продемонстрировали, какие детали персонального фасада перестали играть важную роль в несфокусированных взаимодействиях незнакомцев в метро, а какие наоборот стали новой причиной нарушений вежливого невнимания. Также мы определили роль санитарно-гигиенических норм, направленных на борьбу с вирусом, в изменении ситуационных приличий поведения в метро.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ