• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нео-патернализм или корпоративная социальная ответственность? Эффект "коллеи" и ее разрыв в постсоветской Татнефти

ФИО студента: Якубова Зарина Рафиковна

Руководитель: Штахе Флориан

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Программа: Менеджмент (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

В последние годы набирает популярность такое направление для анализа развития компаний и отраслей производства, как «эффект коллеи». Это связано с тем, что такой подход дает понимание того, как создаются модели принятия решений, а также их влияние на эффективность организации. «Эффект коллеи» может проявляться в различной деятельности компании, даже в той, что не связана с основными бизнес-процессами. В данной работе было решено исследовать данную теоретическую концепцию и ее элементы (например, «самоусиливающие механизмы») со стороны их реализации в принципах корпоративной социальной ответственности. Эти принципы играют важную роль во взаимодействии компании с обществом. «Эффект коллеи» может снижать эффективность компании, так как менеджмент перестает «замечать» альтернативные решения. Следовательно, перед ней встает необходимость преодоления «коллеи». Именно поэтому этот вопрос активно обсуждается в научных кругах. Внедрение международных стандартов в деятельность компании по корпоративной социальной ответственности может стать одним из возможных путей преодоления «коллеи». В настоящее время российские компании, в частности в нефтегазовой отрасли, используют принципы корпоративной социальной ответственности, чтобы оправдать ожидания общества и быть более конкурентоспособными на рынке. Однако, зависимость организационного «эффекта коллеи» и ее преодоления от применения принципов корпоративной социальной ответственности еще не были полностью изучены, особенно в России. Цель данной работы- провести тематический анализ, взяв за основу долгосрочное развитие социально-ответственной деятельности российской нефтегазовой компании «Татнефть», и на основе данного анализа внести вклад в восполнение пробела. С помощью метода триангуляции (проведение интервью и анализ существующих данных) был сделан вывод о наличии у компании «эффекта коллеи» в определенных видах деятельности. Однако внедрение международных стандартов дает возможность менеджменту «Татнефти» увидеть возможные направления дальнейшего развития и избежать потенциального "тупика" в ближайшем будущем. Данная работа вносит вклад в теорию «эффекта коллеи», разработку принципов корпоративной социальной ответственности в конкретной стране и отрасли. Её результаты могут быть полезны для руководства компаний и государственных социальных структур. Кроме того, собранные уникальные данные были использованы для подготовки учебного материала для студентов, изучающих менеджмент.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ