• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные типологии навыков общего применения, формируемых в старшей школе: критический анализ и перспективы интеграции

ФИО студента: Матюненко Юлия Алексеевна

Руководитель: Сорокин Павел Сергеевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательная образовательная политика (Магистратура)

Год защиты: 2020

Данное исследование посвящено анализу дискурса о современных типологиях навыков общего применения в старшей школе. В условиях низкой отдачи от образования, в особенности, отдачи на агрегированном уровне (в виде роста ВВП) от когнитивных навыков, которые измеряет PISA (Komatsu and Repley, 2017), возникает задача пересмотра существующих представлений о типологиях навыков. В исследовании проведен мета-анализ существующих типологий компетенций и предприняты попытки их критического осмысления на основе теории человеческого капитала. В работе проанализирован контекст формирования дискурса о навыках для школьного сектора образования в международном и российском поле, разработаны и представлены направления для создания новой типологии навыков общего применения, обобщающей проанализированный дискурс. С помощью метода дискурс-анализа по моделям Т.Ван Дейка и Н.Фейрклафа произведено деконструирование и изучение дискурса о типологиях навыков общего применения в рамках зарубежного и российского экспертного сообщества. Также произведен дискурс-анализ официальных документов образовательной политики, включая отдельные нормативные документы. Исследование отвечает на несколько исследовательских вопросов: как устроен дискурс вокруг понятия навыков в международном и российском экспертных сообществах, а также в российском дискурсе официальных документов. Какие существуют типологии навыков для школьников, как они соотносятся между собой и нуждаются ли они в актуализации для более полного учета трендов современности? Если да, то в каком направлении? В качестве результатов исследования предложено обобщение и критический анализ существующих типологий навыков общего типа (с учетом актуальных трендов социально-экономического развития) и определены направления доработки действующих рамок компетенций для более эффективных потенциальных решений в сфере образования для ответа на вызовы современности.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ