• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Движения глаз при чтении у детей с нарушениями слуха

ФИО студента: Каприелова Анастасия Владленовна

Руководитель: Лауринавичюте Анна Кестучё

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Чтение – сложный когнитивный процесс, который играет важную роль в жизни каждого человека. В данном исследовании мы анализируем данные движений глаз при чтении у детей начальных классов с нарушениями слуха. Мы сравниваем данные глухих детей с контрольной группой типично развивающихся слышащих детей и с детьми с дислексией. Всем участникам было предложено прочитать один и тот же набор из 33 предложений и ответить на 10 простых вопросов по содержанию этих предложений, в то время как движения их глаз записывались айтрекером. Дети с нарушениями слуха дополнительно приняли участие в исследовании визуального внимания, прошли IQ тест, основанный на Цветных Прогрессивных Матрицах Равена, и прошли онлайн-опрос на определение объема словарного запаса. Исследование визуального внимания позволит определить, насколько эффективно испытуемые используют более развитое периферийное зрение. Сравнение движений глаз у детей с нарушениями слуха и контрольной группы слышащих показало, что дети с нарушениями слуха прибегают к тем же паттернам чтения, что и более опытные читатели. Благодаря более развитому периферийному зрению они показали более высокую вероятность пропуска слова во время чтения, положение первой саккады на слове оказалось ближе к центу слова (т. е. к оптимальной позиции), кроме этого, они реже фиксировались на слове более одного раза. Испытуемые с нарушениями слуха реже замедлялись на более длинных словах, чем слышащие участники, и читали быстрее. Стоит отметить, что дети с нарушениями слуха продемонстрировали хорошие результаты в ответах на вопросы. Они ответили на 87% вопросов правильно, в то время как типично развивающие слышащие дети и дети с дислексией дали 94% и 83% правильных ответов соответственно. В исследовании визуального внимания нам удалось записать только одного ребенка с нарушением слуха. Из-за ограничений, вызванных пандемией, мы приостановили сбор данных. Однако мы хотим собрать данные для этого эксперимента для детей с нарушениями слуха (N=15) и для типично развивающихся слышащих детей (N=15), чтобы потом сравнить их результаты. Результаты теста на объем словарного запаса подтвердили наше предположение о низком уровне владения разговорным русским языком у детей с нарушениями слуха. Все участники показали значительно более низкие результаты в этом тесте, чем их типично развивающиеся сверстники. Результаты Цветных Прогрессивных Матрицах Равена показали, что оба участника, которые прошли этот тест, имеют уровень невербального интеллекта в пределах нормы. Оба ребенка продемонстрировали результаты выше среднего значения для своего возраста. Эта комбинация высоких результатов для Цветных Матриц Равена и крайне низкий словарный запас означает, что низкий объем словарного запаса не следует из более низкого уровня интеллекта.

Текст работы (работа добавлена 29 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ