• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоанализ искусства и телесность на примере творчества ОРЛАН

ФИО студента: Амбрасовская Александра Анатольевна

Руководитель: Стрижова Екатерина Андреевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Цель настоящего исследования - выявить глубинные смыслы модификации тела перед лицом зрителей на примере психоаналитического разбора произведения искусства в жанре перфоманса, продемонстрировав возможность такого анализа, а также его ценность для анализа произведения. Для эмпирического исследования автором был выбран цикл перфомансов малоизвестной в России французской художницы, работающей под именем ОРЛАН - «Реинкарнации святой ОРЛАН». Автором были обозначены следующие задачи: 1. изучить в историческом разрезе психоаналитические представления о телесном (об образе тела и желании его изменить) и искусстве, а также их функциональной роли в психике, проследить возможные параллели и взаимосвязи; 2. исследовать творческий путь художницы, результатом которого стал перфоманс, включающий модификации ее тела, а также ее творческий манифест; 3. проанализировать методы психоаналитического разбора художественных произведений и определиться с наиболее применимыми в прикладном психоанализе произведений в жанре перфоманса; 4. сопоставить информацию о жизни художницы на основе данных ею интервью и описаний поставленных ею перфомансов и, с использованием метода патографии, представить обоснование возникновения идеи создания цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», предложить гипотезу о внутреннем мотиве художницы, побудившей ее к созданию цикла рассматриваемых перфомансов; 5. опираясь на теорию, провести психоаналитический разбор цикла перфомансов «Реинкарнация святой ОРЛАН», иллюстрируя примером приведенный теоретический анализ, предложить гипотезы о бессознательных фантазия автора как внутреннем смысле произведений. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном стандарте телесной красоты все большей популярностью пользуется пластическая хирургия, которую можно отнести к адаптационно-компенсаторным стратегиям преобразования внешности для приспособления ее к навязываемому обществом идеалу физического Я. Психоаналитический взгляд на пластические операции, произведенные в формате перфоманса, позволяет безопасно поразмышлять о причинах этого желания как будто бы относящихся только автору перфоманса, а также увидеть за происходящим «невидимый глазу» пласт личной истории автора, что дает новое понимание художественного произведения. Результат проведенного автором исследования демонстрирует, что психоаналитический разбор перфоманса с применением методов иллюстрации теории и патографии оказался не только возможным, но и позволяет взглянуть на работу ОРЛАН с новой стороны, увидеть в ней новые смыслы.

Текст работы (работа добавлена 29 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ