• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнение движений глаз при чтении у глухих и слышащих носителей русского жестового языка

ФИО студента: Кромина Анастасия Андреевна

Руководитель: Лауринавичюте Анна Кестучё

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

Данная работа посвящена исследованию чтения в популяции глухих и слышащих носителей русского жестового языка (РЖЯ). Новые знания об особенностях чтения у исследуемых групп могут быть полезны для совершенствования программ обучения людей с нарушениями слуха. При чтении глухие не опираются на фонологические представления и, вероятно, соотносят орфографическое представление слова напрямую с его значением. Предположительно, фонологический дефицит оказывает влияние на языковое развитие глухих, поэтому чаще всего они читают хуже читателей, не имеющих проблем со слухом (Bélanger, 2015). С другой стороны, глухие обладают преимуществом в визуальной обработке информации: у них расширено поле визуального восприятия, поэтому они более эффективно извлекают символы из периферии зрения (Bélanger, Slattery, 2012). Исследования зрительного внимания тоже подтверждают, что у глухих расширено периферийное зрение (Bavelier, 2006). Мы сравнили параметры движений глаз при чтении у глухих людей (N = 13), которые используют для общения только РЖЯ, и у людей с частичной потерей слуха (N = 13), пользующихся как РЖЯ, так и речью. Испытуемые читали 144 предложения из Русского корпуса предложений (Laurinavichyute, 2019). Мы предположили, что глухие носители РЖЯ будут читать хуже слышащих. Также мы хотели проверить, помогает ли людям с частичной потерей слуха расширенное периферийное зрение при чтении так же, как оно предположительно помогает глухим. Исследование зрительного внимания было дополнительно проведено, чтобы проверить способности обеих целевых групп искать изображения в условиях с ограничением поля восприятия и без ограничения. Полученные результаты показали, что обе группы носителей РЖЯ имеют сопоставимые навыки чтения (сопоставимые результаты в продолжительности фиксаций, вероятности пропуска слов, количестве фиксаций на словах, позиции первой фиксации на слове, скорости чтения слов и предложений). Однако мы обнаружили несколько признаков, которые указывают на то, что глухие читают хуже, чем слышащие. Глухие понимают и/или запоминают прочитанное хуже, чем слышащие, что отражается в меньшем количестве правильных ответов на вопросы, и короткие слова (союзы, частицы, предлоги) глухим значительнее, чем слышащим, облегчают чтение. Признаки эффективного извлечения зрительной информации мы нашли и для глухих, и для слышащих, но эти признаки различаются для обеих групп. Глухие эффективнее слышащих обрабатывают длинные слова, то есть им лучше удается извлекать информацию из длинных слов за одну фиксацию. Слышащим частотные слова на периферии позволяют ускоряться в чтении. У глухих такого эффекта не было найдено. В эксперименте на зрительный поиск статистически значимой разницы в скорости нахождения целевых изображений между двумя группами носителей РЖЯ выявлено не было ни в одном из условий. Так, мы нашли, во-первых, что у глухих и слышащих носителей РЖЯ в основном сопоставимые навыки чтения. Во-вторых, что обе группы носителей РЖЯ способны эффективно извлекать информацию на периферии при чтении предложений.

Текст работы (работа добавлена 29 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ