• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учительские практики проведения уроков с применением ИКТ на примере цифрового модуля «История Древней Греции для 5 классов»

ФИО студента: Кулиева Айнур Вугаровна

Руководитель: Маркина Валерия Михайловна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательная образовательная политика (Магистратура)

Год защиты: 2020

Данное исследование посвящено изучению практик использования цифровых интерактивных материалов учителями истории в 5 классах. Несмотря на то, что цифровые технологии проникают в окружающий мир современного ребенка уже с первых лет жизни, их интеграция в школьное обучение все еще сопровождается сложностями для педагогов. Существующие исследования указывают на различные барьеры использования ИКТ на уроке, которые препятствуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся с цифровыми материалами. В связи с этим актуальной является задача проанализировать учительские практики использования цифровых интерактивных материалов на уроках и выявить проблемы их применения. Настоящее исследование выполнено в качественной парадигме. Эмпирические данные получены методами полуформализованного интервью и наблюдения. Всего было собрано 6 наблюдений и 6 интервью с учителями истории в средней школе, которые применили цифровой модуль на занятии с учащимися 5 классов. Цифровой модуль, посвященный истории Древней Греции, разработан Лабораторией геймификации Сбербанка и имеет ряд преимуществ и недостатков, описанных в работе. Были выявлены возможные аналоги модуля и их отличительные особенности. Данные апробации были собраны в середине учебного года (декабрь 2019-февраль 2020 гг.) непосредственно во время изучения данной темы в рамках школьного курса по истории. В рамках наблюдения мы сосредоточились на взаимодействии между учителем, учениками и цифровым модулем на уроке. Было установлено, что, несмотря на возможности цифровых материалов, учителя не всегда в полной мере реализуют их интерактивный потенциал. С опорой на существующие исследования мы выделили два подхода к организации урока с применением модуля: традиционный, то есть, учитель-центрированный и конструктивистский, ученик-центрированный подходы. В нашем исследовании половина учителей предпочла использовать традиционный, ориентированный на учителя подход к организации урока. Вследствие этого учащиеся не всегда могли самостоятельно изучать материал, добывать знания в собственном темпе, а должны были следить за тем, что происходит у доски. Однако мы также обнаружили учителей, которые в равной мере задействовали практики, свойственные традиционному и конструктивистскому подходам к проведению урока. С одной стороны, они позволяли ученикам работать индивидуально или использовать элементы геймификации в раздаточных материалах для персонализации обучения. С другой стороны, они могли запретить групповую работу или задать темп работы с модулем. Только один учитель задействовал практики проблемно-ориентированного обучения, акцентируя внимание на процессе поиска путей решения задач модуля. Тем не менее, независимо от практик работы на уроке, взаимодействие с модулем вызвало интерес у учащихся и было положительно оценено преподавателями. Интервью показывают, что учителя отмечают удобство и готовность работать с такими материалами и рекомендовать их учителям других школьных предметов, однако они продолжают сталкиваться с определенными трудностями – как внешними, связанные с техникой и институциональными ограничениями, так и внутренними, связанными с их убеждениями. Поэтому необходимо дальнейшее исследование практик преподавания с использованием цифровых материалов на уроках истории и выявление ее связи с результатами учеников. В дальнейшем нами будут определены практики работы учителей с цифровым модулем по Древнему Риму на уроках истории в дистанционном формате.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ