• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Символизм поэзии в психоанализе. Принятие и выражение травматического опыта через поэтическую форму

ФИО студента: Малышева Мария Петровна

Руководитель: Федорова Светлана Михайловна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2020

В выпускной квалификационной работе по психологии и психоанализу на тему «Символизм поэзии в психоанализе. Принятие травматического опыта через поэтическую форму» автором поднимается целый ряд вопросов, которые находятся на пересечении исследований разных наук: психологии, философии, лингвистики и других, они касаются широкого спектра вопросов творчества и бессознательного, связи мышления и речи, языка и сознания. Теоретическая часть работы опирается на труды Зигмунда Фрейда, Жака Лакана, Рене Руссийона, Андре Грина и многих других ученых, которые в своих трудах ставили вопрос о том, как вытесненные фантазии и травматические переживания могут быть выражены через творчество и художественные произведения. Что символизм в художественных произведениях, их метафоричность, в частности, поэзии дают возможность их сравнивать со сновидениями. Все эти теоретические материалы дали предпосылки для того, чтобы сформулировать и в рамках исследовательской работы частично подтвердить гипотезу о том, что клиент вносит в сессию с консультантом те художественные произведения (стихотворения), которые имеют тесную связь его личными вытесненными переживаниями. Что введенные в сессию художественные произведения, это основа для работы со свободными ассоциациями, возможность для создания в рамках сессии безопасного пространства для того процесса, который позволяет заглянуть восстановить знания о вытесненных желаниях и травмах, которые изгнаны в бессознательное. Практическая значимость данной работы в новом взгляде на работу в психоаналитическом подходе, где сессия рассматривается, как то пространство, где высвобождается творческая энергия, где между консультантом и клиентом возникает процесс со-творчества, который может происходить только «здесь и сейчас» и поэтому индивидуален и неповторим, поэтому всё что вносится в сессию наполнено смыслом. Можно сказать, что символизм и метафоры, которые применяются в психоанализе схожи с теми, что используют поэты. Консультант и клиент в ходе сессии выстраивают свою «поэму» внутренних взаимоотношений, которая наполнена эмоциями, переживаниями, драматизмом и в которой возможно достижение для клиента катарсиса – очищения и освобождения от тех тревог и переживаний, которые сковывали его.

Текст работы (работа добавлена 1 июня 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ