• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гипертекстуальный роман как жанр сетевой литературы

ФИО студента: Кальо Алессандро -

Руководитель: Цветкова Марина Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Литература и медиа (Магистратура)

Год защиты: 2020

В этой работе предлагается анализ теоретических и практических аспектов одного из наиболее специфичных жанров сетевой литературы, гипертекстуального романа, поскольку этот жанр остается сегодня чрезвычайно малоизученным. Целью исследования явилось выявление черты гипертекстуального романа как жанра и его отличия от сетевой литературы не основанной на гипертексте. Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: определить, что представляет собой сетевая литература; определить, что представляет собой гипертекстуальный роман и какие виды произведений мы можем обозначить этим термином; определить значение и выявить жанровые признаки гипертекстуального романа; доказать почему только гипертекстуальный роман можно считаться сетевой литературой; выявить эволюцию и развитие гипертекстуального романа; определить популярность гипертекстуального романа; в опоре на существующие исследования, разработать теоретико-методологический аппарат для изучения гипертекстуального романа; проанализировать разные гипертекстуальные романы на основе результатов, полученных в предыдущих пунктах; Исходя из полученных результатов было предложено определение гипертекстуального романа и выделены его основные черты. Прежде всего, было определено, что гипертекстуальность в цифровой среде должна состоять из мультимедийных элементов, которые соединяют различные фрагменты текста, друг с другом, и что на самом деле существует три типа гипертекстуальности: гипертекстуальность по степени актуализации; гипертекстуальность по природе элементов, характеризующих структуру текста; гипертекстуальность по степени проявления (нулевой до максимальной). Хотя эти три типа гипертекстуальности не являются взаимоисключающими, оказалось, что в отношении третьего типа (по степени проявления) во всех гипертекстуальных романах уровень гипертекстуальности достигает максимума. Отсюда следует, что эта характеристика является фундаментальной чертой гипертекстуального романа как жанра. Максимальная гипертекстуальность приводит к другому явлению, которое создает еще одну характерную черту этого типа романа: нелинейность чтения. Поскольку этот тип романа полон гиперссылок между различными лексиями, классическая линейность чтения исчезает, уступая место более фрагментированной линейности, иногда соединенной с фактором случайности. Это явление получило название «неестественным повествованием». Названные черты гипертекстуального романа, несомненно, приводят к изменениям и роли читателя, и роли писателя. Читатель приобретает особую активную роль в чтении гипертекстуального романа по сравнению с пассивностью читателя бумажной литературы; писатель больше не может быть просто человеком, способным написать текст, но должен также обладать определенными компьютерными навыками, которые позволяют ему разрабатывать роман. Все эти теоретические положения были применены для анализа трех гипертекстуальных романов, взятых на разных временных срезах. Результаты подтвердили фактическое существование вычлененных в теоретической части черт, а также их влияния на чтение романа. Кроме того, анализ романов помог понять, как развивался гипертекстуальный роман за последние двадцать лет. В результате, благодаря технологическому развитию, этот тип романа стал более удобным для взаимодействия с ним и интуитивно понятным для читателя. Анализ популярности гипертекстового романа показал, что этот тип романа является нишевым литературным жанром и по причине сложности своей организации не пользуется успехом у широкого круга читателей. Настоящая работа может послужить хорошей отправной точкой для дальнейших исследований гипертекстуального романа, более глубокого изучения причин трудностей, возникающих у его читателей и создателей, и в итоге, разработке рекомендаций по нейтрализации этих трудностей и увеличению популярности этого жанра в Интернет пространстве.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ