• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитические подход к анализу изображений в соцсетях

ФИО студента: Агеева Екатерина Константиновна

Руководитель: Стрижова Екатерина Андреевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

Аннотация В данной работе мы рассматриваем возможность с помощью инструментов психоанализа анализировать изображения в соцсетях. Актуальность работы связана с необходимостью разработки дополнительного инструмента по определению типа личности человека, для получения более качественной аналитики при подборе сотрудников на руководящие должности в компании. Почему это важно? Ущерб, нанесенный компании при назначении человека, на руководящую позицию, не способного с ней справится непредсказуем и может в разы превышать его годовую зарплату. Существующие на рынке инструменты психодиагностики обладают разной степенью валидности (по-простому -предсказательной точностью) и данные меняются с течением времени, от исследования к исследованию. По последним исследованиям (Schmidt, Frank. 2016), критериальная валидность оценки эмоционального интеллекта 0,25. Возможно причина такой неоцененности эмоционального интеллекта в том, что недостаточно точные инструменты используются. Так какие альтернативы можно рассмотреть, с точки зрения получения валидных данных о человеке? На наш, взгляд, это социальные сети. Социальные сети стали частью жизни большинства жителей земли, и с каждым годом становятся все популярнее. А одним из основных каналов коммуникации в соцсетях стали изображения (фотографии, мемы, рисунки и т.д.). В данной работе именно изображения в соцсетях будут нами рассмотрены как возможный источник информации. По анализу фотографий в профилях пользователей ведется много разговоров и дискуссий на профессиональных HR конференциях, но большинство рекрутеров делают это интуитивно, ни одна методика на сегодняшний день не описана. Есть ли возможность чуть шире посмотреть на соцсети? И можем ли мы социальные сети рассмотреть, как многолетнее отражение личности человека, глобальное «резюме», площадку для его самопозиционирования и самовыражения? Из этого вопроса формируется цель данной работы: можно ли с помощью психоаналитического метода проанализировать изображения, публикуемые человеком в соцсетях и предположить его тип личности? Предмет исследования: изображения, публикуемые пользователями в соцсетях, а именно изображения, публикуемые в качестве «аватара» профиля и изображения, используемые в качестве фона обложки профиля. Гипотеза исследования: Анализируя ассоциации и контрперенос при просмотре изображений, можно определить используемые механизмы защиты, предположить тип личности человека, опубликовавшего изображения. Проверить данную гипотезу и решить эмпирические задачи мы можем, используя метод свободных ассоциаций. Группа студентов верболизовала все те мысли, образы, чувства и эмоции, которые у них возникают при просмотре изображений. Анализируя полученные данные, будут рассмотрены механизмы защиты и сделан вывод о типе личности владельца исследуемого профиля. Гипотеза о том, что с помощью анализа изображений можно определить защитные механизм, которые использует владелец профиля и определить его тип личности частично подтверждается эмпирической частью. Исходя из диагностики можно сформулировать возможности и риски по владельцу профиля, если его рассматривать как кандидата на руководящую позицию в компании. Частично, потому как для подтверждения гипотезы требуется провести анализ на большем количестве профилей. Так же, учитывая то, что ведущих радикала два, требуется дополнительное интервью с кандидатом, для того, чтобы уточнить их интенсивностью проявления в рабочем поведении. Поэтому можно сделать вывод, что как отдельный и самостоятельный инструмент психоанализ изображений в соцсетях рассматривать еще рано, но как дополнительный, дающий рекрутеру направление для более фокусного проведения интервью, вполне эффективно.

Текст работы (работа добавлена 1 июня 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ