• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка конкурентной стратегии для издательско-торгового дома гуманитарной книги

ФИО студента: Олонцев Александр Александрович

Руководитель: Балаева Ольга Николаевна

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Менеджмент (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Состояние рынка книжной торговли и книгоиздания в России в настоящее время оценивается как кризисное. Научное издание можно отнести к товару особого спроса, поскольку оно рассчитано не на массового потребителя. Тиражи издаваемых научных гуманитарных книг в настоящее время крайне малы, себестоимость их производства и реализации растет, круг потенциальных читателей (покупателей) сокращается, снижается их покупательная способность. Для успешной реализации захвата выгодных рыночных позиций компании, из-дающей и продающей научную гуманитарную книгу, требуется спланированная конкурентная стратегия, сформулированная на основе детального стратегического анализа. В работе рассматривается проблема несоответствия конкурентной стратегии, реализуемой в данный момент в издательско-торговом доме гуманитарной книги «Гнозис», текущей рыночной ситуации. Цель работы - разработка релевантной конкурентной стратегии для издательско-торгового дома гуманитарной книги «Гнозис». Объект работы – издательско-торговый дом научной гуманитарной книги «Гнозис». Предметом работы является конкурентная стратегия книготоргового предприятия в условиях спада книжного рынка. Теоретической основой работы являются фундаментальные труды экспертов в области стратегического менеджмента М. Портера, А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, И. Ансоффа, Ф. Аналоуи и А. Карами, а также более узконаправленные исследования Р. Гранта, М. Барни, Г. Хэмела, К. Прахалада и других классических и современных авторов. Практическая основа работы – статистические данные, отчеты и статьи информационно-аналитических журналов, материалы интернет-ресурсов, аналитических исследований, данные, полученные от Генерального директора «Гнозиса» в рамках интервью и другие открытые источники информации. В рамках исследования сделаны четыре допущения: 1) Книготорговля печатными и электронными книгами являются различными сегментами книжной отрасли; 2) Гуманитарная и иные виды книг также являются различными сегментами книжной отрасли; 3) Сегментирование отрасли по названным параметрам проводится параллельно; 4) Акцент в ходе анализа внешней среды сделан на книготорговлю, в то время как книгоиздание углубленно разбираться не будет. Для достижения цели в работе поставлены и выполнены следующие задачи: 1) Определены существующие подходы к формулированию конкурентной стратегии и ее классификации; 2) Обоснован выбор методов и инструментов для проведения стратегического анализа книготорговой компании; 3) Приведена характеристика книжной отрасли и ее движущих сил в России; 4) Оценено влияние макроэкономических факторов на книготорговое предприятие, специализирующееся на научной гуманитарной книге; 5) Проведен конкурентный анализ сегмента торговли печатными гуманитарными изданиями; 6) Охарактеризован издательско-торговый дом гуманитарной книги «ГНОЗИС» и его бизнес-модель; 7) Проанализирована внутренняя среда выбранной компании для вы-явления ее сильных и слабых сторон; 8) Разработан конкурентный стратегический план укрепления и рас-ширения рыночных позиций компании в перспективе 2 лет. С помощью PEST-анализа с применением метода экспертных оценок и расчета взвешенной оценки выявлены и оценены факторы макросреды, влияющие на издательско-торговый дом гуманитарной книги, оценено влияние конкурентных сил Портера на целевой сегмент отрасли, определены потенциальные действия ключевых конкурентов «Гнозиса», дана характеристика деятельности компании и его бизнес-модели, выявлены сильные и слабые стороны. С помощью SWOT-анализа определены ключевые стратегические проблемы компании, приведены рекомендации по решению стратегических проблем, поставлены стратегические цели и разработан конкурентный стратегический план в перспективе 2 лет. Для решения стратегических проблем компании был предложен стратегический план на 2 года, учитывающий отдельно розничное и оптовое направление. Практическая значимость работы состоит в прикладном применении каждой из стратегических альтернатив в ближайшие два года. Все альтернативы подробно описаны и обоснованы для компании «Гнозис».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ