• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практические рекомендации компаниям на российском рынке по адаптации маркетинговой деятельности применительно к технологиям искусственного интеллекта

ФИО студента: Словенко Полина Дмитриевна

Руководитель: Вейлер Дарья Александровна

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Менеджмент (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Искусственный интеллект (ИИ) – это способность компьютерных алгоритмов правильно интерпретировать массивы данных, обучаться на них и использовать результаты обучения для достижения поставленных целей, в том числе посредством адаптации знаний [Haenlein, Kaplan, 2019]. Повышение уровня доступности больших данных, способность ИИ выполнять сложные вычисления и преодолевать интеллектуальные ограничения, присущие людям, сделали возможным применение умных алгоритмов для успешного решения задач бизнеса. Согласно исследованию Microsoft [Microsoft, 2019], российские компании опережают США и Европу по внедрению технологий ИИ. Так, 30% российских компаний активно разрабатывают и применяют алгоритмы ИИ, тогда как в среднем показатель по миру равен 22,3%. Целью ВКР является формулирование практических рекомендации компаниям на российском рынке по адаптации их маркетинговой деятельности применительно к технологиям ИИ. Для выполнения цели работы выполняются следующие задачи: проводится анализ академических источников, посвященных применению ИИ в бизнесе; формулируются вопросы для экспертного интервью о разработке, внедрении и применении технологий ИИ российскими коммерческими организациями; исследуются компании на российском рынке, применяющие ИИ в своей деятельности; разрабатывается типология компаний, в зависимости от их подходов к разработке и применению ИИ. Описываются профили компаний соответственно типологии, выявляются их стратегические и тактические маркетинговые действия, составляются рекомендации по адаптации маркетинговой деятельности применительно к технологиям ИИ. В результате работы описаны особенности применения ИИ в бизнесе; место ИИ в организационной структуре; задачи, делегируемые ИИ в коммерческих организациях. Особое внимание уделяется применению ИИ в маркетинге. Предложены шесть типов компаний на российском рынке, применяющих ИИ: R&Ds, Outsoursers, Vendor-clients, Box-Buyers, Self-makers, Hypers; подготовлены примеры компаний согласно типологии и составлены профили организаций каждого типа. Сформулированы рекомендации компаниям каждого типа по адаптации маркетинговой деятельности применительно к технологиям ИИ. Так R&D компаниям предлагается разрабатывать алгоритмы для конкретных задач бизнеса, сокращать время выпуска решений на рынок, строить доверительные отношения с заказчиками технологий. Организациям типа Outsoursers важно точно формулировать свои цели при внедрении алгоритмов ИИ, формировать стратегические альянсы с академическими институтами и отраслевыми объединениями в области ИИ, создавать внутриорганизационные условия для менторства создания и внедрения технологий ИИ. Vendor-clients стоит формализовать свои стратегии в области ИИ, активно управлять отношениями с вендорами технологий ИИ, развивать внутренние компетенции по взаимодействию персонала и умных алгоритмов, участвовать в отраслевых объединениях для обмена данными о технологиях ИИ. Box-Buyers важно создавать внутренние системы сбора и подготовки данных для алгоритмов, точно формулировать задачи внедрения алгоритмов ИИ в конечные продукты, акцентировать внимание потребителей продуктов на наличии в них элементов ИИ. Для компаний Self-makers ключевым является развитие внутренних компетенций по развитию экосистем ИИ; создание собственных серверных мощностей или организация защищенного доступа к таковым для хранения и обработки данных; создание информационных поводов о применении ИИ; участие в профильных мероприятиях. Из этических соображений автором предложены рекомендации не для компаний типа Hypers, а для инвесторов во отношении подобных организаций. Так необходимо проверять понимание командой стартапа технической стороны разработок ИИ, а также проводить анализ активности команды в профильных социальных сетях и сообществах. Применение практических рекомендаций компаниями позволит им оптимизировать внутренние процессы и успешно и полноценно использовать алгоритмы ИИ во всех областях своей деятельности.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ