• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иллюстрации к псалмам в английских и французских рукописях XII–XIII веков: механизмы формирования иконографических схем

ФИО студента: Серегина Дарья Анатольевна

Руководитель: Пожидаева Анна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Медиевистика (Магистратура)

Год защиты: 2020

Исследование посвящено формированию иконографических схем в иллюстрациях к псалмам английских и французских рукописей XII–XIII веков. Его целью было изучить на широком круге миниатюр, иллюстрирующих псалмы, особенности работы средневекового миниатюриста, а также способы создания и передачи иконографических схем. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы: проблемы копирования, передачи иконографических схем и использования образцов в средневековом искусстве – и история изучения этих вопросов с XIX в. и до настоящего момента. Кроме того, в ней осуществляется попытка ввести и определить необходимый терминологический аппарат для подобного рода исследований. Вторая глава посвящена специфике английских и французских иллюминированных псалтирей в XII–XIII вв. и описывает формы иллюминирования рукописей и принципы выбора сюжетов для иллюстраций к псалмам. В ней выделяются четыре основных типа иллюстраций: дословные иллюстрации, ветхозаветные и новозаветные сцены, догматические композиции. Несмотря на существование типовых программ с повторяющимися сюжетами, в псалтирях присутствует огромное количество разнообразных сцен, в том числе не имеющих традиции изображения и устойчивых иконографических схем. Таким образом, работая над иллюстрациями псалтирей, миниатюристы постоянно оказывались перед необходимостью создания новых композиций. В третьей главе рассматриваются механизмы и приёмы, которые использовали миниатюристы для формирования композиций. В ней выделены элементы композиций, из которых «собираются» новые сцены: от мельчайших деталей – модулей – до целой сцены, которая может быть перенесена в другой контекст и полностью поменять своё значение. Также в последней главе проанализированы «стандартные» иллюстрации к псалмам в типовых рукописях: иконография этих миниатюр остаётся достаточно подвижной, в иконографические схемы очень часто вносятся различные изменения, что опровергает представление об их механическом копировании. Таким образом, разнообразие приёмов, используемых при создании новых сцен, и свобода обращения с модулями и мотивами позволяют назвать в качестве одного из основных механизмов формирования и передачи иконографических схем зрительную память мастеров, использование художником известного ему «визуального словаря» для создания новых композиций.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ