• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь субъективного благополучия учащихся с самоэффективностью в учебной деятельности

ФИО студента: Горлова Наталья Владимировна

Руководитель: Канонир Татьяна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Измерения в психологии и образовании (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2020

Аннотация к дипломной работе на тему: «Взаимосвязь субъективного благополучия учащихся с самоэффективность в учебной деятельности» В работе рассматривается связь субъективного благополучия учащихся с самоэффективностью в учебной деятельности. Актуальность исследования обоснована тем, что в современной психологической науке поднимается вопрос благополучия и позитивного самовосприятия человека в обществе, выдвигающем растущие требования к эффективности деятельности. Эффективность в деятельности тесно связана с личностными переменными, в особенности – с понятием самоэффективности, которое обозначает суждения человека относительно своих способностей добиваться поставленных целей. Для детей и подростков школьного возраста учебная деятельность является основной; требования школьной программы являются одними из стрессовых факторов. Цель работы заключалась в выявлении значимых областей взаимосвязи между субъективным благополучием учащихся и самоэффективностью в учебной деятельности, опосредующих эту связь переменных в учебной деятельности и особенности этой взаимосвязи у мальчиков и девочек. Задачи: 1. Проанализировать существующие литературные источники, посвященные конструктам «субъективное благополучие» и «самоэффективность», раскрыть их структуру и особенности формирования. 2. Проанализировать существующие литературные источники, посвященные изучению особенностей академической самоэффективности и субъективного благополучия учащихся. Определить модели измерения конструктов, выделить их предполагаемые области связи. 3. С помощью статистического анализа проверить наличие связи между субъективным благополучием и самоэффективностью в учебной деятельности, выявить опосредующие переменные. В теоретической части даются определения конструктам «самоэффективность», «самоэффективность в учебной деятельности»; рассматривается модель субъективного благополучия; выявляются предполагаемые области взаимосвязи субъективного благополучия и самоэффективности в учебной деятельности; обобщаются результаты предыдущих эмпирических исследований взаимосвязи. Эмпирическое исследование проводилось на базе данных PISA 2018. В исследование вошли данные анкетирования по Российской Федерации среди школьников 15-16 лет. Мы сфокусировались на выборе конструкта «самоэффективность по чтению» в качестве индикатора самоэффективности в учебной деятельности. Выбор был обоснован тем, что чтение является значимым элементом в практически каждой предметной области. Способности и навыки чтения являются важным предиктором успешности в изучении всех предметов и областей. Результаты эмпического исследования показали, что наблюдается значимая слабая связь между субъективным благополучием и самоэффективностью в учебной деятельности. Связь полностью опосредуется общей самоэффективностью. Характер связи самоэффективности в чтении и субъективного благополучия различен для мальчиков и девочек. Родительская поддержка в учебной деятельности положительно сказывается как на субъективном благополучии учащихся, так и на самоэффективности в учебной деятельности. Данным особенностям следует уделить внимание в дальнейших исследованиях. Также дальнейшей разработке подлежат эти закономерности в разных возрастных категориях. Ключевые слова: субъективное благополучие, самоэффективность в учебной деятельности, самоэффективность в чтении.

Текст работы (работа добавлена 4 июня 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ