• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стихотворения О.Э. Мандельштама для детей: аспекты изучения

ФИО студента: Фадеева Мария Сергеевна

Руководитель: Полян Павел Маркович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Данная работа посвящена некоторым аспектам изучения стихотворений О.Э. Мандельштама для детей. Стихотворения Мандельштама, адресованные детям, несмотря на их «периферийный» статус, являются важной частью творческого наследия поэта. В них воплотились важные черты мировоззрения Мандельштама; представленная в них картина мира не только обладает целостностью, но и естественно встраивается в большой контекст творчества поэта. Предметный мир Мандельштама в детских стихотворениях – это идиллическое пространство, в котором царит мир, покой и гармония. В отличие от детских стихотворений и прозы его современников, Мандельштам изображает кухонную утварь не врагом человека и предметом коммунальных раздоров, а другом, нуждающимся в ласке и поддержке. Такое изображение вещного мира тесно связано с идеей «домашнего эллинизма», с представлениями об антропоморфизме вещи, приобретающей качества своего создателя. Детские стихотворения О.Э. Мандельштама создавались в период «мертвой паузы» (М.Л. Гаспаров), перехода к прозе. Тем не менее они сохраняют явную преемственность по отношению к стихотворениям и статьям начала 1920ых годов и становятся своего рода «мостиком» к лирике начала 1930ых. Стихотворения Мандельштама для детей явно диссонируют как с примитивной журнальной поэзией середины 1920ых, так и с замечательными детскими стихотворениями К.И. Чуковского и В.В. Маяковского. Противопоставление журнальной поэзии связано не только с ее крайне низким уровнем, но и с ее установками, согласно которым ребенок изначально мыслится как маленький взрослый, идеологический герой, выключенный из мира семьи и привычной предметной среды. Детские стихотворения Мандельштама, напротив, полностью исключают идеологию; ребенок встроен в мире домашнего и уличного быта. Непреднамеренная, по всей вероятности, полемика, со стихотворениями Николая и Корнея Чуковских состоит в том, что у Мандельштама выстраиваются осмысленные и творческие отношения человека с окружающим его предметным миром (в отличие от неподвижной гармонии у первого и бунта вещей у второго). В отличие от Маяковского Мандельштам, вводя ребенка в большой мир, не апеллирует к библейским заповедям, не призывает создать нового человека новой эпохи. Напротив, мир создаваемый Мандельштамом в детских стихотворениях, обладает устойчивыми чертами, которые не изменяются со временем. Детские стихотворения Мандельштама рисуют ту идеальную модель мира, в которой человек живет в мире, заботе и любви.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ