• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль концептуальных и перцептивных факторов в ошибках смешения при распознавании эмоций

ФИО студента: Сучкова Екатерина Алексеевна

Руководитель: Люсин Дмитрий Владимирович

Кампус/факультет: Институт когнитивных нейронаук

Программа: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию (Магистратура)

Год защиты: 2020

В работе представлено исследование связи эмоциональной дифференциации с количеством перцептивных и концептуальных ошибок смешения при распознавании эмоций по лицам. Предполагалось, что количество концептуальных ошибок смешения отрицательно связано с эмоциональной дифференциацией, в то время как количество перцептивных ошибок смешения не связано с эмоциональной дифференциацией. Для оценки эмоциональной дифференциации была использована процедура свободной карточной сортировки с последующим называнием созданных категорий. Задание на карточную сортировку включало в себя четыре задачи, в каждой из которых испытуемому предлагалось сгруппировать набор изображений лиц, выражающих эмоции. Изображения различались между задачами. Для оценки количества перцептивных и концептуальных ошибок смешения была разработана задача на распознавание эмоций. Стимулы-изображения предъявлялись последовательно на 800 мс, далее испытуемому предъявлялось два слова, выражающие эмоции на выбор. От испытуемого требовалось выбрать, какое слово лучше описывает эмоцию, выраженную на лице. Каждый стимул предъявлялся в ходе исследования пять раз. Ошибками смешения считались те случаи, когда два или три раза из пяти испытуемый выбирал «правильное» название для изображения. Это может указывать на то, что человек нестабилен в разделении соответствующих эмоций. Тип ошибки, которую может допустить испытуемый для каждой конкретной пробы был определен в ходе предварительных исследований. Полная выборка включала в себя 59 человек в возрасте от 18 до 49 лет (M = 25.2, SD = 5.89). В качестве переменной для эмоциональной дифференциации выступило общее количество выделанных в ходе четырех задач на свободную карточную сортировку категорий. В качестве переменных для задачи эмоционального распознавания выступило количество проб, в которых испытуемый допустил ошибки смешения. В результате исследования значимых связей между количеством ошибок обоих типов с эмоциональной дифференциацией получено не было, однако была обнаружена связь между количеством концептуальных и перцептивных ошибок смешения r(59) = .41, p = .001. Для некоторых пар эмоций (например, злость и презрение, радость и удовольствие) ошибки смешения в выборке встречаются чаще, чем для других. Предполагается, что причиной не подтвердившейся гипотезы является неверный выбор инструмента для оценки эмоциональной дифференциации, а также игнорирование интегрированности эмоционального опыта в исследовании. Более того, стоит учитывать возможную неоднозначность в трактовке того, что является перцептивной, а что – концептуальной ошибкой смешения. В будущем, для более точной оценки связи дифференциации эмоционального опыта и ошибками смешения следует провести дополнительное исследование, направленное на изучение перцептивной и концептуальной схожести эмоций.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ