• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики воспитания и образования представителей правящих династий Российской и Французской империй в 1850-х - начале 1880-х гг.

ФИО студента: Дзюбинский Ян Ростиславович

Руководитель: Горизонтов Леонид Ефремович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Историческое знание (Магистратура)

Год защиты: 2020

Во второй половине XIX в. Россия и Франция являлись государствами с монархической формой правления (абсолютная монархия в Российской империи и конституционная во Второй империи во Франции). Одна из характерных черт этих режимов – глубоко продуманное воспитание молодых представителей правящих династий. Исследование посвящено воспитательным и образовательным практикам, применявшимся в правящих домах Романовых и Бонапартов в 1850-е - начале 1880-х гг. С российской стороны рассматриваются дети великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны - Николай, Ольга, Вера, Константин, Дмитрий, Вячеслав, а с французской стороны - сын императора Наполеона III и императрицы Евгении - Луи Наполеон (Наполеон IV; в российской историографической традиции также известен как Наполеон Эжен). Работа основана на обширной источниковой базе, ядро которой составляют документы, хранящиеся в архивных собраниях России и Франции: ГА РФ, РГИА, РГАДА, РГА ВМФ, Национальные архивы Франции, Архивы департамента Hauts-de-Seine, ОПИ ГИМ, ОР РНБ, Национальные музеи и домен замка Компьень (Mussées et domaine nationaux des châteaux de Compiègne). Сопоставлены процессы подготовки к взрослой жизни августейших детей в двух империях, их финансовые, правовые и идеологические компоненты, рассмотрена система учебных предметов, функционал штата преподавателей и персонала, участвующего в уходе за детьми. Тема работы связана с рядом актуальных направлений исторической науки: новой биографической историей, историей повседневности и частной жизни, гендерной историей, историей детства, историей образования, потестарной имагологией.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ