• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальный капитал образовательной организации как фактор адаптации молодых педагогов

ФИО студента: Касторнова Юлия Юрьевна

Руководитель: Заиченко Наталья Алексеевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2021

Аннотация Социальный капитал образовательной организации как фактор адаптации молодых педагогов. В исследовании рассмотрена проблема адаптации молодых педагогов и взаимосвязь уровня адаптации молодых педагогов с социальным капиталом образовательной организации. Целью исследования является определение зависимости между уровнем адаптации молодого педагога к профессии и организации и плотностью социальных контактов молодого педагога в структуре социального капитала образовательной организации. Объект исследования: социальный капитал образовательной организации. Предмет исследования: адаптация молодого педагога в структуре социального капитала образовательной организации. Методом измерения плотности и сложности социальных и профессиональных связей как отражение социального капитала образовательной организации выступает метод социометрии Дж.Морено, адаптированный к российской системе образования. Основным методом измерения уровня адаптации молодого учителя является методика Р.Х. Исмаилова, которая была модифицирована автором к целям исследования для образовательной организации, позволяющая выявить дефициты молодого педагога и уровень его адаптации. Гипотеза исследования: социальный капитал молодого педагога, выраженный в плотности контактов в структуре социального капитала образовательной организации, влияет на уровень его адаптации. Проведен теоретический анализ литературы для определения теоретических и нормативно - правовых оснований проблемы адаптации молодых педагогов, понятий социальный капитал образовательной организации, молодой педагог, адаптация молодых специалистов, анализ проблем адаптации молодых педагогов в современных исследованиях и методов измерения социального капитала. Эмпирическая часть исследования состояла из двух этапов. На первом этапе эмпирической части исследования мы измерили социальный капитал образовательной организации. При анализе результатов выделили место молодого педагога в структуре образовательной организации и его структурные связи с коллегами. На втором этапе провели опрос молодых педагогов на выявление уровня его адаптации. И сравнили результаты: место молодого педагога в структуре социального капитала организации, его социальный капитал и уровень его адаптации. По результатам исследования сделали вывод: существует прямая взаимосвязь между этими двумя факторами. Новизна исследования состоит в использования подхода к измерению социального капитала образовательной организации в связке с измерением уровня адаптации молодого педагога. Практическая составляющая исследования – возможность использования данного метода «двойного измерения» для достижения «высокого» и «выраженного» уровней адаптации молодого педагога к профессии и организации. Результаты данного исследования, выраженные в описании и тестировании двух подходов, могут быть использованы администрацией образовательной организации для исследования профессиональных и социальных связей коллектива и определения дефицитов молодого педагога в организации. Дальнейшую работу можно выстраивать таким образом, чтобы устранить или снизить дефициты молодого педагога, используя социальный капитал организации. Ключевые слова: СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ШКОЛЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ, УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ, СОЦИОМЕТРИЯ.

Текст работы (работа добавлена 11 декабря 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ