• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление семейным образованием в современной школе

ФИО студента: Антуфьева Марина Павловна

Руководитель: Писаренко Ирина Алексеевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2021

Аннотация Магистерская диссертация посвящена исследованию управления семейным образованием в Российской Федерации и в зарубежных странах. Актуальность выбранной темы обусловливается ростом количества детей, чьи родители по тем или иным причинам выбирают получение образования в семейной форме. Целью магистерской диссертации является создание и частичная апробация модели управления семейным образованием в современной школе Магистерская диссертация носит проектный характер, ее продуктами будут выступать модель управления семейным образованием в школе и методические рекомендации для специалистов по управлению семейным образованием в современной школе. Диссертация состоит из 3 глав, содержит 17 рисунков, 8 приложений. В первой главе решаются теоретические задачи исследования. В ней было уточнено понятие «семейное образование», выделены его сущностные характеристики, которые позволяют отделить его от смежных понятий «экстернат», «надомное обучение», «альтернативное образование», «заочная форма получения образования». Проанализирована нормативно-правовая база, судебные разбирательства, связанные с семейным образованием, а также сайты комитетов образования городов-миллионеров. Анализ показал, что крайне общее регулирование семейного образования на федеральном уровне явилось причиной разнообразной практики регулирования отдельных его аспектов на региональном и муниципальном уровнях, что приводит к наличию проблем с оформлением и документальным сопровождением семейного образования в РФ на уровне образовательной организации. В связи с растущим запросом родителей на данную форму образования оно наравне с другими формами получения образования нуждается в пристальном управленческом внимании со стороны руководителей образовательных организаций. Вторая глава направлена на решение практических задач исследования. В ней обоснованы методы исследования семейного образования в Российской Федерации и в зарубежных странах. Описание практик реализации семейного образования в зарубежных странах производилось при помощи параметрического анализа, который позволил выявить ряд универсальных тенденций в развитии семейного образования и определить место Российской Федерации в данном процессе. Исследование семейного образования в России проводилось опросными методами (анкетирование и интервью), анализ результатов которых дал возможность сформулировать следующие выводы: 1. Учителя и школы в целом не готовы к взаимодействию с семьями, реализующими семейное образование. 2. Учителя и руководители образовательных организаций высоко оценивают необходимость специалиста по семейному образованию в школе. 3. Семьи, реализующие семейное образование, испытывают проблемы методического и организационно-педагогического характера, а также проблемы с подбором специалистов и со знанием предметов школьной программы. В следствие этого им необходимы помощь и сопровождение (особенно в методическом и организационно-педагогическом плане). 4. Образовательные организации испытывают: а) внутренние проблемы, возникающие внутри организации при осуществлении взаимодействия с семьей, реализующей семейное образование; б) внешние проблемы, возникающие непосредственно при взаимодействии с семьей, реализующей семейное образование. Наиболее существенными являются проблемы, лежащие в плоскости взаимодействия семьи и школы. 5. Образовательные организации испытывают дефицит кадровых, материально-технических и временных ресурсов, необходимых для организации взаимодействия с семьями, практикующими семейное образование. Полученные результаты легли в основу разработки модели управления семейным образованием, описанию которой посвящена 3 глава настоящей диссертации. Ключевые слова: СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ