• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Условия внедрения персонализированного подхода в образовании (на примере средних общеобразовательных школ Калужской области)

ФИО студента: Стариков Александр Михайлович

Руководитель: Фишбейн Дмитрий Ефимович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2021

Работа посвящена вопросу определения специфики внедрения персонализированного подхода в образовании, влияющей на успешность реализации проекта, на основе опыта региональных средних общеобразовательных школ. Критериями для выбора автором темы исследования являются, с одной стороны, низкая эффективность масштабирования проектов по изменению образовательного процесса в региональных общеобразовательных школах и большой заложенный потенциал, реализация которого зависит от процесса управления изменениями в конкретных школах, с другой стороны, недостаточность данных для комплексного описания феномена сопротивления изменениям со стороны педагогического коллектива и его влияния на условия внедрения конкретного образовательного подхода в школе. В данной работе последовательно решены следующие задачи: • проведен терминологический анализ понятия «изменение» в различных науках и сферах жизни, и приведены основные подходы к управлению изменениями, в том числе в контексте внедрения образовательных инноваций; • рассмотрены доступные классификации понятия «изменение» применительно к образовательной сфере, и описан персонализированный подход в образовании как триггер классифицированных изменений внутри школы; • составлен чек-лист на основе классификации К.М. Ушакова организационных изменений для проверки уровня изменений в каждой из школ выборки и с его помощью проведено исследование методами включенного наблюдения на уроках и анкетирования (сотрудников школ и учеников) в региональных средних общеобразовательных школах. По итогам исследования подтверждена гипотеза о том, что успешность внедрения персонализированного подхода в образовании в региональных средних общеобразовательных школах зависит от последовательного прохождения уровней организационных изменений. Школы, которые последовательно реализовывали изменения, вызываемые внедрением проекта: от уровня квалификации к уровням структуры и стратегии через уровень процедур с выделением времени для традиционализации изменений – в итоге перешли в состав модельных организаций, готовых транслировать успешный опыт. Полученные выводы могут быть полезны администрациям школ, которые присоединятся к проекту по внедрению персонализированного подхода в образовании, руководителям органов власти в сфере образования, региональных и внутришкольных методических объединений для планирования мероприятий по повышению вероятности успешного внедрения вызываемых подходом изменений в региональной образовательной организации. Ключевые слова: изменение, сопротивление изменениям, организационные изменения в образовании, управление изменениями в образовании, персонализированный подход в образовании.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ